пятница, 17 января 2014 г.

Мрачный романтик Эдгар По

Вокруг имени Эдгара По витает особая атмосфера неразгаданного, таинственного, мистического, непознанного и ужасного. Многие любят детективы,  готические романы, фантастику и страшные сказки, но мало кто знает, что их родоначальником был Эдгар По.

Эдгар По – аристократ, романтик, рыцарь, сказочник, поэт, создавший свой фантастически мир. Магией его стихов было очаровано несколько поколений поэтов, его проза обусловила возникновение многих литературных школ. Не только для XIX, но и для XX века, он остался "самым звездным из заблудившихся на земле трубадуров вечности", как назвал Эдгара По влюбленный в его поэзию Константин Бальмонт. Человек ослепительного таланта и горестной судьбы. Создатель гротескных фантасмагорий и безумных кошмаров, в своих приключениях и мистических историях По предстает перед нами тончайшим психологом и мастером интриги, в философско-литературных эссе - настоящим эстетом, а в стихах - истинным романтиком и, как оказывается, человеком весьма ранимым.

Современная массовая литература - на три четверти является порождением американского романтика Эдгара По. Он создал почти весь набор ее основных жанров. Детектив, научная фантастика, готическая проза - все это изобретения По.Конечно, По не открыватель «ужастиков». Читатели Европы уже не могли спать по ночам из-за готических романов (Радклиф, Уолпол), рассказов немецких романтиков (Гофман, Новалис), да и в России были свои образцы — вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или «Упыря» А. К. Толстого. Но, Эдгар По, безусловно, был одним из главных мастеров хоррора. Его рассказы полны призраков, видений, мрачных замков, разложившихся трупов, замурованных заживо людей и прочих радостей бытия. Часто весь ужас его рассказов заключается в совершенно безумных ситуациях, описанных с пугающей достоверностью. Типичные примеры: «Береника», Падение дома Ашеров,  «Сердце-обличитель», «Маска Красной Смерти» и многие, многие другие.

Эдгар Аллан По считается и  родоначальником детективного жанра. Конечно, убийцы и сыщики встречались в литературе и раньше. Но мало ли, кто и о чем писал раньше. Откройте Библию, там сплошь убийства и похищения. Однако, именно По  первым создал схему детектива: преступление — расследование (квест с осмотром места преступления, поиском улик и опросом свидетелей) — разоблачение преступника. Несмотря на репутацию безумца, в некоторых рассказах По проявлял невероятную чёткость мышления
Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х.  - это «Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Тайна Мари Роже»,  «Похищенное письмо». В этих рассказах выведен новый герой, Огюст Дюпен - первый великий сыщик в художественной литературе, безапелляционный в суждениях, презирающий полицию, скорее мыслящая машина, нежели живой человек. Именно мсье Дюпен стал предтечей конан-дойлевского Шерлока Холмса с его дедуктивным методом.

Самое известное стихотворениеЭдгара По — это, конечно, «Ворон». Интересно, что по поводу «Ворона» По написал отдельную статью «Философия творчества», где в стиле своих детективных рассказов чётко разложил по полочкам то, как он сочинял эти стихи: почему такой размер, почему такая тема, почему ключевое слово «Nevermore» (больше никогда) и т. п. И никакого безумия — сплошная работа ума.

Отдельно надо упомянуть о единственном романе Эдгара По: «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Роман можно назвать одновременно приключенческим, фантастическим, мистическим, да и к хоррору отдельные эпизоды тоже относятся.

Трудно назвать писателя, на которого бы не повлиял Эдгар По. Писателям разных стран пришлась по нраву мрачная атмосфека многих рассказов и бесстрастные описания жестокостей и ужасов. Влияние По прослеживается в творчестве Достоевского, Стивенсона, Говарда Лавкрафта, Роберта Говарда, Рэя Брэдбери и Роджера Желязны, а также в поэзии французских символистов и русских поэтов Серебряного века.

Браться за перепечатку произведений Эдгара По считается у издателей плохой приметой, равно как и снимать фильмы по его рассказам. Те, кто рискнул, добились не слишком хороших результатов. И никто до сих пор так и не создал кинобиографии одного из самых великих поэтов и писателей Америки, чьим именем сегодня называют литературные премии и который  скончался в нищете и одиночестве.

Фильм «Ворон» (2012г.), не претендуя на историзм, предлагает собственную версию таинственной смерти По. Рассказ о последних днях жизни Эдгара Аллана По. Знаменитый поэт преследует серийного убийцу, чьи преступления очень похожи на те, что описаны в его произведениях. Это классический атмосферный триллер про Писателя, который оказался  внутри или в плену своего творчества.

5 комментариев:

  1. http://100000-knig.ru/news/news-1282.html загляните это интересно )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Заглянули - и правда интересно! Спасибо за наводку!

      Удалить
  2. Фильм "Ворон" достоин просмотра и полного внимания, поэтому советую взять чашечку чая и наслаждаться! Сюжет захватывающий, интересный, интригующий, конечно же не без крови и трупов (все в стиле сэра Эдгара Алана По), но и не без любви. Рекомендую!

    ОтветитьУдалить
  3. Эдгар По ушeл в мир инoй в 40 лeт, и oбстoятeльства, и причины eгo смeрти навсeгда oстались тайнoй, пoкрытoй мракoм. Умирающий Пo был найдeн в брeдoвoм сoстoянии на улицe Балтимoра. Oфициальная вeрсия — смeрть oт злoупoтрeблeния алкoгoлeм и наркoтиками, нo так ли всё банальнo на самoм дeлe?

    ОтветитьУдалить
  4. Мрачный эрудит, поэт, писатель, давший начало детективному жанру, в детстве он меня поразил своей повестью "Золотой жук". Как же ловко герой расшифровал таинственную записку и использовал жука. Увлекательное, загадочное, яркое чтиво, с пьянящим ароматом экзотики и мистики!!!

    ОтветитьУдалить