Женщины в XX веке: железные леди 1940-х

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Продолжаем разбираться, что носили, что читали и о чем мечтали девушки в прошлом столетии – на очереди роковые сороковые.





Время второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода.   Несмотря на все беды, лишения, потери, жизнь, пусть нелегко, но все же продолжалась. Одни на фронтах влюблялись, женились, рожали детей, другие ждали своих героев дома.   Любовь стала одним из светлых и радостных моментов в жизни каждого, кто жил надеждами на светлое будущее.   

Это время беби-бума, технологических прорывов, послевоенной литературы Эрнеста Хэмингуэя, интригующих романов Агаты Кристи, стихов и прозы о любви Анны Ахматовой.   В эти годы мир впервые увидел мобильные телефоны, компьютер, ядерное оружие. В СССР появляться стиляги и поклонники свинга и бибопа, во Франции выступает с триумфом Эдит Пиаф, а Кристиан Диор предлагает новый элегантный стиль одежды «New Look».



1. Как красились


В 1940-е годы даже самым отъявленным модницам было не до новаций. Девушки продолжали краситься так же, как и во времена Великой депрессии. Изменились только некоторые нюансы. 

Например, акцент, который в 30-е гг. делили между собой глаза и губы, теперь сместился в сторону губ. С помощью яркой помады модницы смело исправляли «ошибки» природы, прорисовывая два объемных симметричных полукружия над верхней губой.

В комплекте с губками бантиком шел томный взгляд из-под длинных подкрученных ресниц и надменно вздернутые брови – нередко не свои, а нарисованные карандашом поверх естественной линии роста. Тенями, как и подводкой, не злоупотребляли. 

Элегантные локоны из 30-х в сороковые стали более пышными и даже немного воинственными. В моду вошли объемные челки, штормовыми волнами вздымавшиеся над основной массой волос.



2. Как одевались


В 1940-е годы повседневное дамское платье окончательно избавилось от рюшей и оборок. Цветочные принты вытеснил строгий геометрический орнамент – клетка, полоска, набивной рисунок. Оставшийся с 30-х годов лаконичный приталенный силуэт с широченными плечами теперь выглядел совсем как военная форма. 

Юбки стали гораздо уже. Модные дома вместе со всем остальным бизнесом были вынуждены перейти на «военное положение». Количество ткани, которое можно было использовать для пошива того или иного предмета одежды, по обе стороны океана регулировалось специальными указами «Об ограничении снабжения». 

Самым дефицитным товаром во время войны были нейлоновые чулки. Впрочем, находчивые барышни быстро придумали, как обмануть беду – они просто рисовали чулочный шов на голых ногах.



Нехватка материалов сказалась и на обувной моде. Кожу заменил текстиль. Вместо металла, необходимого для изготовления каблуков, дизайнеры начали использовать пробку и другую древесину. В продаже появилась обувь на платформе и танкетке. 

К концу 40-х годов дамы смертельно устали от собственного воинственного образа. В 1947 году парижский модельер Кристиан Диор представил свою первую коллекцию одежды. Его New Look был полной противоположностью моде прошлых лет – покатые плечи, объемные юбки, изящные лодочки на тонком каблуке. Диору удалось реанимировать забытый за время войны образ нежной девушки-цветка из прошлого.


3. Чем душились


Сороковые годы можно с уверенностью назвать эпохой шипров. В 1944 году французский парфюмер Эдмон Рудницка создал для модного дома Rochas свой знаменитый «запах женщины» – Femme Rochas. 

Первый экземпляр этого фруктового шипра Марсель Роша преподнес в качестве свадебного подарка супруге. Кстати, дизайн флакона (дамский силуэт в объемной юбке) кутюрье разработал самостоятельно. Сразу после премьеры духов в продажу поступила линейка помад и чулок от Rochas с таким же названием.

В 1947 году Кристиан Диор представил парфюм, призванный дополнить его New Look. Аромат с лаконичным названием Miss Dior представлял собой цветочно-кожаный шипр, открывавшийся громким альдегидно-цитрусовым аккордом. Говорят, использовать в качестве основы для своих духов легендарную разработку Coty (классический Chypre 1917 года) модельеру посоветовал его друг детства Серж Эфтле-Луиш, некогда работавший в Parfums Coty. А выпуском флаконов-амфор, окрашенных в патриотичные красный, белый и синий цвета, занимался знаменитый ювелирный дом Baccarat.


4. Что читали


В начале сороковых годов в американском издательстве «Рэйнал-энд-Хичкок» вышла культовая французская книга – «Маленький Принц». Эту небольшую повесть Антуан де Сент-Экзюпери посвятил своему лучшему другу Леону Верту: «… он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении». 

Пожалуй, в те годы в утешении нуждалась вся истерзанная войной планета. 



Эрих Мария Ремарк, еще в Европе писавший о «Западном фронте» Первой мировой, в 1940-е продолжил рассказывать истории простых людей, которым не повезло с эпохой – в 1945 году вышел его роман «Триумфальная арка». 

Мрачным фантазиям на тему будущего человечества предавался британский прозаик Джордж Оруэлл. Его «Скотный двор» и «1984» по сей день считаются эталоном жанра антиутопии.



5. Что смотрели


В самом начале 40-х годов в американском кинематографе появилось то, что один французский критик позже окрестил film noir. «Черные» фильмы были черны как внутри, так и снаружи. Они унаследовали форму от немецкого экспрессионизма: необычные световые решения, экстремальные ракурсы вкупе с замысловатой игрой теней, бликов, отражений были прекрасной «упаковкой»для запутанных и мрачных сюжетов.

Кстати, о сюжетах. В жанровом плане нуары обычно представляли собой микс из детектива, триллера и мелодрамы. Но от большинства картин, снятых в этих жанрах прежде, «черные» фильмы отличало особое отношение к морально-этическому аспекту повествования.



Дело в том, что нуары легко обходились вообще без положительных персонажей. Даже самых симпатичных киногероев того периода сложно назвать героями в полном смысле этого слова. Действующие лица картин «Мальтийский сокол», «Двойная страховка», «Почтальон всегда звонит дважды», «Леди из Шанхая», как правило, заурядные люди, угодившие в беду и вынужденные бороться – не за идею и не за любовь, лишь за собственное комфортное существование. Что ни говори, война изрядно подорвала у человечества веру в самое себя.


6. Что слушали


Конечно, война не могла не повлиять на музыкальную культуру. В каждой из воюющих держав были свои хиты, помогавшие бойцам и их семьям пережить это страшное время. 

Но настоящим интернациональным гимном «фронтовых сороковых» стала немецкая «Лили Марлен». Поначалу песню солдата, тоскующего по любимой девушке, пели только германские вояки. Но вскоре энтузиасты перевели оригинальный текст на французский и английский языки. 

Пока рейхминистр пропаганды Йозеф Геббельс пытался убедить своих соотечественников в том, что эта «депрессивная и упадническая» песня противоречит истинно немецкому духу, «Лили Марлен» шагала по странам и континентам, приобретая все больше поклонников по всему миру.


7. О чем мечтали


Вероятно, в Великой Германии и, возможно, даже за её пределами находились «Кримхильды», всерьез мечтавшие о kinder, küche, kirche и торжестве арийской расы на всем белом свете.

Жительницы стран атигитлеровской коалиции были настроены менее воинственно. Женщин разного возраста, уровня достатка и вероисповедания объединяло простое человеческое желание – чтобы не было войны. 

Железные леди 40-х были не так крепки, как казались на первый взгляд. Им хотелось нормальной мирной жизни, в которой нет места голоду, страху, тревожному вою сирен. Жизни, в которой мужчины сражаются только за сердце любимой женщины.


8. О ком мечтали


В 1940-е гг. продолжали активно сниматься Гэри Купер, Кларк Гейбл и Кэри Грант. В конце 30-х годов началась карьера Джеймса Стюарта – еще одного загорелого красавца с набриолиненой прической. В 1941 году артисту присудили первый «Оскар» за Лучшую мужскую роль в картине «Филадельфийская история», а три недели спустя Стюарт ушел добровольцем на фронт. 

Другие звезды тоже не отставали. Кларк Гейбл несколько лет прослужил в ВВС, участвовал в авианалетах на Германию. Купер поддерживал боевой дух солдат, выступая с концертами на южно-тихоокеанском фронте. 


Главным «приобретением» кинематографа 1940-х стал Хамфри Богарт. В отличие от своих знаменитых коллег, Богарт не был ни высоким, ни статным, ни, в общем-то, красавцем. 

Однако ему как нельзя лучше удавался модный в ту пору образ уставшего от жизни циничного романтика или романтичного циника – тут как посмотреть. 


По материалам http://april-knows.ru

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.