Скандинавский нуар Ю Несбё

Скандинавские детективы давно и уверенно теснят на книжном рынке своих англоязычных коллег по жанру благодаря успеху «Девушки с татуировкой дракона» шведского писателя Стига Ларссона.  




Вообще, забавно, что эти мрачные и жестокие истории рождаются именно в Скандинавии, общепризнанно считающейся одним из самых благополучных во всех отношениях регионов. Может, подобные острые ощущения нужны в качестве своеобразной компенсации за чересчур упорядоченное и размеренное существование, а, может, у достопочтенных граждан Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии есть много латентных наклонностей, которые они тщательно скрывают. Как бы то ни было, чтиво они поставляют чрезвычайно увлекательное и завораживающее.


Нордический нуар удивителен хотя бы тем, что, вопреки внешнему скандинавскому благополучию, настойчиво подчеркивает, как мрачен и неустойчив мир. Даже в самом благополучном уголке земного шара царит нищета и процветает наркоторговля, вокруг насилуют и убивают, причем с особой жестокостью. Доверять нельзя никому — шкаф каждой семьи завален скелетами и в любой живописной глуши лучше не задерживаться.


Автор детективных бестселлеров Ю Несбё принадлежит к писателям так называемой скандинавской волны, захлестнувшей в последнее десятилетие Европу, а затем и весь мир. Серия его романов о харизматичном инспекторе-криминалисте Харри Холе, расследующем самые чудовищные и кровавые преступления в Осло, уже разошлась по планете в одиннадцати миллионах копий на сорока языках.


Ю Несбё больше похож на рок-звезду на пенсии, чем на писателя, что немудрено: в начале 90-х у него была собственная группа, причем в какой-то момент она уступала по продажам в Норвегии только a-ha. Сам Несбё до 17 лет профессионально занимался футболом и его даже почти купил «Тоттенхем» — но потом Несбё получил травму и вынужден был закончить карьеру досрочно. 

Сегодня каждая его книга продается большим тиражом, чем предыдущая.


Первый роман серии «Нетопырь» вышел в Норвегии в 1997 году, стал абсолютным хитом у публики, получил престижную премию «Стеклянный ключ» и, несмотря на «низкий» детективный жанр, восторженные отзывы критиков. «Леопард» — восьмая книга серии, уже завоевавшая на родине приз книготорговцев и первые места в европейских книжных парадах.





На данный момент вышло 10 романов о Харри Холе :«Нетопырь», «Тараканы», «Красношейка», «Немезида», «Пентаграмма», «Спаситель», «Снеговик», «Леопард», «Призрак», «Полиция. Читать их в хронологическом порядке необязательно, хоть и желательно.


Харри Холе вообще персонаж примечательный. Курильщик, алкоголик, на определенном этапе своего жизненного пути и наркоман, он не скрывает своего скверного характера и не разменивается на лицемерную доброжелательность. Ах да, еще он один из лучших полицейских Норвегии. Его мало кто любит, но уважают даже враги. Когда все ортодоксальные методы поиска преступника испробованы и результатов не дают, высшее руководство с недовольной миной зовет Харри. Он не будет вежливо улыбаться прессе и играть в политические игры, но пойдет и схватит этого сукина сына. Потому что он полицейский, потому что он умеет делать это лучше всего.


Близких людей у Харри немного, в основном несколько коллег из Криминального отдела Осло, а также возлюбленная Ракель Фёуке и ее сын Олег. Сразу скажу, что друзья Харри гибнут с печальной и завидной регулярностью (нет, не по естественным причинам), а с личной жизнью и совсем все сложно. В конце концов, нужно будет сделать выбор между долгом полицейского и личным счастьем. Каждый раз, когда на горизонте маячит хэппи-энд, писатель подсовывает своему герою какую-нибудь пакость, которая снова оставляет его еще более надломленным, потерянным и покалеченным. Детективный жанр вообще очень интерактивен. Писатель может играть с читателем в кошки-мышки, подкидывать ему подсказки, путать карты, сбивать с толку. Хороший писатель, разумеется. Потому что ему известно, как сильно на читателя влияют детективные шаблоны, используемые писателями посредственными. 


Ю Несбё эти шаблоны известны прекрасно, что он и демонстрирует в своих произведениях. Раз за разом он бросает читателю удочку с наживкой, перекидывая подозрения с одного персонажа на другого. В «Снеговике» подсказка по поводу личности истинного убийцы была вброшена уже в середине книги, но помимо этого подозрение вызывало еще такое количество других персонажей, что, даже располагая этой информацией, нельзя было с точностью утверждать, что это он. 

В «Леопарде» и вовсе события несколько раз ставились с ног на голову, даже когда, казалось, все, преступник разоблачен. «А вот вам!» — потирает руки Несбё и вводит в игру еще пару подозреваемых. Иногда до самого конца произведения задаешься вопросов «Кто же это мог быть?», а ответ по традиции должен удивлять своей неожиданностью («О боже, убийцей же был инвалид-библиотекарь, я его даже не подозревал!»). 




Берут книги и своей мрачной атмосферой, наполненной ощущением безнадежности и безысходности. По количеству фриков, извращенных психопатов, дивергентов и прочих отбросов общества Осло вполне может конкурировать с каким-нибудь Готэмом. После подробных описаний кровавых убийств, изощренных пыток и вовсе начинаешь задумываться, что же творится в голове у писателя. Однако именно такие мелочи влияют на облик произведения в целом и послевкусие от прочтения. Прибавьте к этому факт, что от гибели не застрахован вообще никто, и поймете, почему каждый переворот страницы наполнен саспенсом.

Если вы еще не успели окунуться в мир знаменитых скандинавских детективов, то творчество Ю Несбё — отличный повод, чтобы начать. Ну, например, с психологического триллера «Кровь на снегу»


«Кровь на снегу» 


Историю наемного убийцы писатель ухитряется рассказать всего за 200 страниц. За это время немного нелепый, страдающий дислексией Улав, который стал киллером только потому, что других способностей у него в банде не обнаружили, обеспечивает читателю кровавую бойню, сеанс психоанализа и немного любви в лучших традициях скандинавских романов.

Роман начинается с того, что Улав получает заказ — убить жену босса. Красивую, беззащитную и, на первый взгляд, безвинную. Очарованный киллер берется дамочку защитить... Грустная зимняя повесть о последнем романтике, прячущемся под маской циничного и знающего жизнь преступника.

Коментарі

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.