Топ-5 гениев, которым не везло с женщинами

Гала помогала Дали, Саския вдохновляла Рембрандта, Софья Берс стала для Толстого верной соратницей, Анаис Нин превратила Генри Миллера в известного писателя. К сожалению, найти такую женщину удавалась далеко не всем гениям.


1. Франческо Петрарка


Он был священником, религиозным писателем и дипломатом, но в памяти потомков остался исключительно поэтом. Его стихи вместе с произведениями Боккаччо и Данте Алигьери легли в основу современного итальянского языка.

Лирика Петрарки была настолько популярна в Европе, что сразу три столицы – Париж, Рим и Неаполь – оспаривали право преподнести ему лавровый венок лучшего поэта. Сборник сонетов и канцон «Канцоньере» стал одной из главных книг эпохи Возрождения. Практически все тексты в нем положили на музыку еще в четырнадцатом веке.

Знаменитые сонеты вряд ли когда-нибудь появились бы на свет, если бы в возрасте 21 года Франческо случайно не встретил в Авиньоне молодую женщину Лауру. 



«Канцоньере» полностью посвящен ей, в поэме «Триумфы» его любовь – одна из главных тем. Надо ли говорить, что это была несчастная, неразделенная и платоническая любовь? Скорее всего, он вообще видел ее несколько раз в жизни и вряд ли удостаивался чего-то большего, чем короткая беседа. Она могла даже не знать про его чувства и о прекрасных стихах, рожденных благодаря им. 

Лаура де Нов – молодая аристократка, на момент встречи с поэтом уже была замужем за графом Гуго II де Садом. Неизвестно, была ли она счастлива с супругом, но точно установлено, что до смерти в 1348 году она родила ему 11 детей. Но даже если бы она оставалась свободной от каких-либо обязательств, вряд ли бедный священник, которому в наследство достался только томик Вергилия, мог рассчитывать на благосклонность девушки с приданным в шесть тысяч ливров.


2. Артур Шопенгауэр


Немецкий философ, который перевернул представления человечества о Вселенной. Занятие, в общем-то, обычное для этой науки. Однако именно Шопенгауэр и его книги сделали мир таким, каким мы его видим. Он открыл для европейцев восточную философию и принципы буддизма, разрушил логические построения Гегеля, впервые предложил задуматься о человеке и мотивации его поступков.

Во многом на его идеях построили свои концепции Фрейд и Юнг. Необычный стиль его сочинений оказал огромное влияние на литературу, особенно на творчество Борхеса и Толстого.

Что же до личной жизни - практически любая попытка сближения с лицами женского пола заканчивалась для Шопенгауэра психологической травмой. Вполне логично, что в результате он стал мизантропом и женоненавистником. Возможно, основная вина за это лежит на матери философа. Иоганна не любила мужа и перенесла эту нелюбовь на сына. Она была всегда холодна с ним и отвергала малейшие проявления нежности. Более того, после смерти мужа она фактически оставила сына, выбрав светскую жизнь и молодого любовника.



Ко всем прочим неприятностям молодой Артур сам безответно влюбился. Безусловно, юношеская страсть к оперной звезде Каролине Ягеман, которая могла похвастаться любовниками посолидней, вряд ли бы получила какое-то продолжение, но ее пренебрежение оскорбило Шопенгауэра.

Окончательно он для себя «закрыл вопрос» с женщинами и семейной жизнью во время поездки в Италию. Ему было двадцать пять лет, и он уже полностью созрел для серьезных чувств. На Апеннинах он познакомился с Терезой. Девушка была не только хороша собой и богата, но и весьма образована. Артуру показалось, что он встретил свой идеал. Шопенгауэр был уже в шаге от того, чтобы предложить той руку и сердце, но увидел, как Тереза улыбается и флиртует с другим. Он сам признавал, что все эти игры были вполне невинны, но разгневанному философу хватило и их. Больше никогда он не позволял себе влюбляться.


3. Николай Гоголь


Выходец из Малороссии, как тогда называли Украину, выросший в маленьком и насквозь провинциальном городке, Гоголь не только взошел на российский литературный Олимп, но и придал национальной литературе импульс, погасить который смогли только в СССР с помощью Союза Писателей и соцреализма.

Если Пушкин качал русскую литературу в колыбели, то Гоголь учил ее ходить и говорить. И говорить по-особенному. Философичность Толстого, психологичность Достоевского и образность Чехова – все то, чем по праву гордится русская литература – появились благодаря Гоголю. Он победил романтизм, когда тот еще был в расцвете сил, задолго до Диккенса и Мопассана.

И в творчестве, и в личной жизни Николай Васильевич был болезненно самолюбив и крайне раним. Малейшее препятствие сразу же нарушало его душевную гармонию. Поэтому он вел уединенную жизнь, хотя почти все время жил в гостях и на съемных квартирах. Выдержать такого человека и так сложно, а писатель к тому же и сам не особенно стремился к романтическим отношениям. Но даже он не избежал поражения стрелами Амура.


Первый раз это произошло в самом в начале 30-х годов девятнадцатого века, когда уже вышли «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь попал в высший литературный свет и познакомился там не только с Пушкиным и Жуковским, но и с Александрой Росетт.

Они часто встречались, ей писатель рассказывал о своих литературных планах, первой читал новые тексты… Но до признания дело, скорее всего, так и не дошло. Девушка была бедна, а писателя нельзя было назвать выгодной партией. В результате она вышла замуж за дипломата и будущего губернатора Николая Смирнова. При этом дружеские отношения между ней и Гоголем сохранились, они встречались в России и за границей.

Второй женщиной в жизни писателя стала Анна Виельгорская, дочь его петербургских покровителей. Но мезальянс был настолько очевидным, что никто не рассматривал предложение всерьез – и девушка вскоре стала княгиней Шаховской.


4. Николай Гумилев



Самый неоднозначный поэт Серебряного века, Гумилев собрал за свою жизнь множество как хвалебных, так и критических отзывов. Он не блистал как Александр Блок, Игорь Северянин, Владимир Маяковский или его жена Анна Ахматова. Большим поэтом его признали только в 1921 году, когда перед самым арестом и расстрелом вышел сборник «Огненный столп».

По-настоящему раскрыться ему помешала Первая мировая война и революция. Но, несмотря на все это, Гумилев создал жизнеспособное литературное течение – акмеизм, в котором выросли Мандельштам и Ахматова, дал «путевку в жизнь» Всеволоду Рождественскому, Георгию Адамовичу и Георгию Иванову.

С Анной Горенко он познакомился, когда она еще не взяла себе псевдоним Ахматова. Ей было всего четырнадцать лет, ему семнадцать. Она не воспринимала его серьезно, он же влюбился до безумия, практически сразу сделал предложение. Анна отказала, Николай попытался покончить с собой, они рассорились.



Драма продолжалась семь лет. Гумилев регулярно просил руки Ахматовой – и уезжал в Париж после очередного отказа, чтобы забыть о несчастной любви. Наконец Анна сдалась, но потребовала абсолютной свободы, отсутствия запретов и ограничений. Влюбленный согласился.

Очень быстро стало понятно, что семьи в классическом понимании у них не получится. Сразу после свадьбы они уехали в Париж, там Ахматова увлеклась художником Модильяни. Гумилев увез жену в Санкт-Петербург, познакомил с друзьями-поэтами – и она с головой ушла в творчество и богемную жизнь. У них родился сын, у Анны вышел первый сборник, который приняли намного лучше стихотворений самого Николая.

Тогда Гумилев оставил жену и уехал в Африку. Как бы назло ему к Ахматовой пришла слава. Больше супруги вместе не жили. Уже после войны и революции Анна попросила развод, чтобы выйти замуж за Владимира Шулейко. Гумилев согласился и, обиженный, тут же женился на своей поклоннице Анне Энгельгардт. Но и из этого брака ничего хорошего не вышло. Практически сразу он отправил супругу к матери в Бежецк, где сам бывал наездами.


5. Иосиф Бродский


Все русскоязычные нобелевские лауреаты по литературе обязательно получали в России яростную критику, главной темой которой была несправедливость. Дескать, лауреат, конечно, хорош, но были и другие, более достойные кандидаты. Высокую оценку творчества Иосифа Бродского признали все.

Его стихи смогли просочиться сквозь железный занавес дважды: сначала из СССР на Запад, а потом, несмотря на официальный запрет, обратно, пусть и с помощью самиздата. Дошло до того, что некоторые его строчки превратились в афоризмы и зажили собственной жизнью.

Любили поэта не только критики, но и женщины. Вокруг хватало поклонниц, готовых разделить с ним славу и постель, вот только Бродский был однолюбом и самое большое и яркое его чувство оказалось несчастливым. 



Почти тысяча стихотворений поэта начинается с посвящения «М.Б.». Под этими буквами скрывается Марианна Басманова, питерская художница больше известная иллюстрациями к книгам.

Они познакомились в 1962 году. В шумной, язвительной и эрудированной компании тихая и молчаливая Марианна почти потерялась. Но тут ее обнаружил Йося – и начался один из самых странных, нервных и трагических романов в русской литературе.

Бродский быстро занял при Басмановой положение жениха, но девушка замуж не спешила. Они были очень разными: поэт темпераментный и местами резкий, она спокойная и замкнутая. Одна за другой следовали ссоры. В результате Марианна чуть ли не демонстративно изменила ему с его же другом, поэтом Дмитрием Бобышевым. Бродский сам попросил его присмотреть за невестой, пока он скрывался от милиции, которая боролась с тунеядством.

Влюбленный тут же вернулся в Ленинград, чтобы выяснить отношения, и его сразу же арестовали. Дальше его ждала психбольница, знаменитый судебный процесс, а в довершение всех унижений – ссылка в Архангельскую область.

Марианна вернулась к нему, она даже приезжала в ссылку… Но любовная идиллия была иллюзорной. Замуж за поэта она идти отказывалась, а самое главное: в Ленинграде рядом с ней был Бобышев. Они гостили у Бродского вместе. Не совсем ясно, кто отец мальчика, которого Басманова родила в 1967 году.

Поэт и в эмиграции не мог забыть «М.Б.». Рана немного затянулась только в самом конце жизни, когда Бродский влюбился в итальянку Марию Соццани. Надо ли говорить, что внешне она неуловимо напоминала Басманову...

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.