Антиутопия – мрачный вымысел или нынешняя реальность?

   

  Антиутопия –  это изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному идеалу. Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

Чему нас учат постапокалиптические антиутопии? Атомная война  - дело не шуточное. По всей видимости, в ней погибают большинство здравомыслящих, а оставшиеся должны возродить человеческую цивилизацию. Вот, они садятся у костра и думают — «раз человеческая цивилизация была уничтожена, значит общественное устройство было неправильным!». И выжившие начинают воплощать самые немыслимые «социальные проекты».

 

Если вы любите этот напряженный и нервоистязающий (иначе его и не назовешь) жанр, то знайте – антиутопических книг за последний век собралось великое множество. Большинство  произведений этого жанра отличаются своим оригинальным виденьем, героями и мерами борьбы с тоталитаризмом. Ниже приведен список  захватывающих книг, которые, безусловно, достойны внимания.



Джордж Оруэлл. «1984»

 

Тоталитарное государство, полностью контролирующее практически каждый поступок любого человека. Общество, разделенное на три постоянно воюющие между собой государства. Бесконечная война "всех против всех", которая на самом деле никому не нужна и служит только для того, чтобы отвлечь людей от собственных проблем и не дать задуматься о смене власти. Вот такой он - мир Джорджа Оруэлла. Книга о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран. Был запрещен в СССР. Знаменитое выражение «Большой Брат наблюдает за тобой» происходит именно из этого романа.

   

Джордж Оруэлл. «Скотный двор»

 

Притча, полная юмора и сарказма. Может ли скромная ферма стать символом тоталитарного общества? Конечно, да. Но... каким увидят это общество его "граждане" - животные, обреченные на бойню? «Скотный двор» — это аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России. Животный мир скотного двора долго терпел скотское обращение со стороны людей, но однажды это терпение лопнуло. Четвероногие взбунтовались и прогнали фермеров, ну а сами объявили себя свободной республикой под руководством свиней. Именно Джордж Оруэлл является человеком, который придумал термин «холодная война». И написал мою любимую фразу: «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие»

 

Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»

 

Крах цивилизации по Брэдбери напрямую связан с гибелью культуры. В первую очередь - культуры книжной. Если на смену уютным томикам в потрепанных обложках приходят телестены, не гаснущие сутками напролет (прообраз то ли бесконечных "мыльных опер", то ли, страшно подумать, социальных сетей), значит, до конца света рукой подать. Представьте себе мир, в котором книги вместо того, чтобы их читать, начали просто сжигать. Представьте, что любую действительно полезную информацию или реальные ощущения в таком обществе заменили странным суррогатом из какофонии звуков и ничего не значащих слов. Именно это и произошло в романе Брэдбери. 451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию.

 

Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»

 

В Дивном новом мире Олдоса Хаксли людей выращивают в пробирках и регулярно "промывают им мозги". Цель жизни таких людей - потребление. Они живут и работают ради того, чтобы покупать вещи, им не нужные. Им доступно так много разнообразной информации, что они кажутся себе образованными и даже не хотят заниматься наукой, самообразованием, расти духовно. Их постоянно отвлекают более приземленными вещами. Но в основе все тот же тоталитарный режим. Перед нами общество, в котором, казалось бы, нет места боли и печали. Каждому человеку едва ли не с самого рождения внушается, что его место в обществе — самое лучшее; все обеспечены любыми нужными им благами. Если же всё-таки в душу закралась грусть — достаточно принять пару таблеток сомы, и от плохого настроения не останется и следа. Бытует мнение, что имя главного героя Бернарда Маркса— это ссылка на Бернарда Шоу и Карла Маркса, людей, которые привнесли большой вклад в развитие культуры и политики в 20-м веке.

 

Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» 

 

Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы, входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м? Нужно только научиться у тральфамадорцев видеть в четырех измерениях. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять. К сожалению, писать антивоенные книги так же бесполезно, как и антиледниковые.
К сожалению, остановить войны нам не помогут даже инопланетяне и прыжки во времени. К сожалению, воевать обычно приходится не супергероям, а простым людям, иногда детям и старикам.

 

Евгений Замятин. «Мы»

 

Одна из самых знаменитых антиутопий мира.  Пожалуй, никто из писателей, работавших в жанре антиутопии, не выступал против тотальной обезлички так жестко и бескомпромиссно, как Евгений Замятин в единственном своем романе "Мы". Героев этой книги лишили всех индивидуальных черт, включая имена, замененные "нумерами": люди-нумера - идеальные шестеренки государственной машины, но и личной свободы у них не больше, чем у каких-нибудь маховиков и кривошипов. Замятин показывает, что происходит со страной, где все сферы жизни подчинены одной-единственной идее, цели, задаче. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Такое общество не только бесчеловечно, но и чрезвычайно уязвимо: достаточно одной песчинке попасть в хорошо отлаженный механизм, насильственно привитые ценности начинают девальвироваться на глазах - и прости-прощай, великие цели. Именно «Мы» вдохновил Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли на написание их шедевров.

 

Татьяна Толстая. «Кысь»

 

«Кысь» — актуальная антиутопия, страшная и прекрасная сказка о гибели нашей цивилизации, о мутировавших горожанах, дичающих в радиоактивных лесах, но главное — о деградации языка, все еще узнаваемого, но уже малопонятного. Полная аллюзий и символов, эта книга находится вне каких-либо временных рамок. Хотя по задумке действие происходит в недалеком будущем после Взрыва (ядерного, нужно полагать), в деревушке Федор-Кузьмичск, быт и обряды его жителей явственно напоминают древнерусские, кроме того, явственно прослеживаются и некоторые параллели с нашим историческим настоящим. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом.

 

Иван Ефремов. «Час Быка»

 

«Час Быка» выходит за рамки всех идеологий и систем и совсем непохож на другие произведения советской фантастики... Коммунизм в романе — это совсем не то, что под этим  понимали Маркс и Энгельс, а уж тем более — Ленин. Для гармоничного общества будущего недостаточно всяких технических достижений. Каждый шаг на путь к техническому прогрессу должен подкрепляться нравственным совершенствованием общества. Потому как нравственно неполноценное общество уничтожит себя ранее, чем достигнет пика технического развития, и тогда весь смысл какого-либо развития пропадет. Роман поразительно актуален. Печально, что сегодня мы  всё больше погружаемся в ефремовское инферно...

 

Братья Стругацкие.  «Обитаемый остров» 

 

Стругацкие описали не какие-то фантастические тоталитарные режимы – нет! Они описывают нормальные стандартные режимы, рабочие режимы, при которых можно жить и при которых, живет человечество. Неважно, на какую идеологию опираются режимы: капитализм, коммунизм, фашизм, пофигизм - все они используют силу, подавление личности, зомбирование и манипулирование человеком. Вымышленная Стругацкими страна Отцов на планете Саракш - это на самом деле нынешняя Россия. Поменяйте Хонти и Пандею на Украину, Польшу или Эстонию. Причём, никто, как и в нынешней России, толком ничего не знает о соседях, питаясь в основном мифами из телевизора и дешёвыми пропагандистскими брошюрами.

 

Лорен Оливер.  «Делириум», «Пандемониум»

 

Героиня книги, Лина, потерявшая свою любовь в постапокалиптическом мире, где простые человеческие чувства находятся под запретом, наконец-то выбирается на свободу. С прошлым порвано, будущее неясно. В Дикой местности, куда она попадает, нет запрета на чувства, но там царят свои жестокие законы. Чтобы выжить, надо найти друзей, готовых ради нее на большее, чем забота о пропитании. И не следует забывать о том, насколько зыбка эта свобода, пока люди делятся на чистых и зараженных.

 

 Рейчел Уорд. Трилогии «Числа»

 

Адам Доусон знает, кто, когда и как умрет, — для этого ему достаточно взглянуть человеку в глаза. Знает, но не говорит: сообщать людям даты их смерти — жестоко и бессмысленно, ведь с числами не поспоришь. Но как поступить, если видишь, что очень много народу погибнет в один день — и этот день настанет всего через несколько месяцев? Как докричаться до населения восьмимиллионного города, как добиться, чтобы тебя услышали? Судьба ставит перед Адамом нешуточную задачу — предотвратить конец света…


  Последнее время наша жизнь похожа на ожившую антиутопию, но, все же, порой хочется погрузиться в абсолютно выдуманный мир. И найти там ответы на множество вопросов.  Не случайно сегодня романы-антиутопии так популярны. Ведь всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести...

Коментарі

  1. Антиутопия - одна из самых интересных разновидностей социальной фантастики. Конечно, по большей части, это депрессивные произведения, но в них кроется предупреждение всему человечеству - как не стать винтиками систем, роботами или придатками производства… Вы присмотритесь - разве наша жизнь сейчас не является антиутопией? По-моему, очень даже является!

    ВідповістиВидалити
  2. ...У басенки моей мораль весьма проста:
    Зависит многое от малого Винта!

    ВідповістиВидалити
  3. Анонім05.08.14, 11:39

    Названо 20 найвпливовіших книжок, написаних жінками http://vsiknygy.net.ua/news/37294/

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.