Женщины в XX веке: боевые подруги 1910-х

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Мы решили разобраться, что носили, что читали и о чем мечтали барышни в  начале прошлого столетия.



Это десятилетие вошло в историю страшным событием – Первой мировой войной. Трагедия расставания с любимым, долгое ожидание писем... Но, несмотря на все эти  грустные события, жизнь продолжалась. 

Любовь жила под пение Шаляпина, фильмы Чарли Чаплина и пьесы Бернарда Шоу. Влюбленные встречались под строгим присмотром кого-то из близких. Публичное проявление чувств сводилось к нежным взглядам, и, казалось бы, случайным прикосновениям рук.  А все страстные поцелуи  оставались лишь на открытках и в кино. И да, конечно же на свадьбах.

1. Как красились


По сравнению с прошлым десятилетием в 1910-х общественное мнение стало куда лояльнее по отношению к декоративной косметике. Девушки (всё так же – бледные лицом) начали осваивать яркую помаду и подкрашивать ресницы.

Надо сказать, главным фактором, повлиявшим на вкусы общественности в 1910-х, стал синематограф. Во втором десятилетии XX века начала формироваться «система звезд» в кино. Раньше никто и не думал запоминать имена исполнителей главных ролей. Но во второй половине 1910-х ситуация изменилась самым радикальным образом: актеров теперь не просто узнавали – им подражали, их копировали. 

А поскольку тогдашних «див» гримировали весьма обильно (зритель должен был видеть выразительную мимику персонажа, без этого – кино не кино), обычные девушки тоже задумались о том, чтобы придать графичности своему облику. 


К счастью, производители косметики быстро сообразили, что к чему, и пошли навстречу клиенту. В 1915 году фирма Guerlain выпустила первую помаду в металлическом футляре с поршневым механизмом. А в 1917 году на рынке появилась первая в истории компактная – в маленьком футляре с щеточкой – тушь для ресниц от Maybelline.

В середине 1910-х годов по всему миру стали открывать брендовые магазины косметики. Даже главный визажист всея Голливуда Макс Фактор в 1916 году начал продавать свой «звездный» мейкап обычным девушкам.


2. Как одевались


Первая половина модных 1910-х прошла под знаком Поля Пуаре.  В 1911 году французскую столицу потрясла грандиозная костюмированная вечеринка под названием «1002-я ночь», призванная донести до широкой публики очередную порцию инноваций от кутюрье. 

Перевоплотившись в восточного султана, Пуаре представил парижскому свету яркие вычурные туники, расшитые бисером шаровары и хитроумные кимоно, получившие название «Пуаре-оби». 

 «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды», – писала пресса. 

Однако восточной сказке не суждено было длиться долго. В 1914 году началась Первая мировая война, и показная роскошь нарядов моментально потеряла свою актуальность.


Поскольку все трудоспособное мужское население Европы отправилось на фронт, дамам пришлось облачиться в униформу и встать к станку. За годы войны из гардероба женщин почти полностью исчезли кружево, бусины и рюши. На место летящим платьям сложного кроя пришли практичные строгие формы.  

В 1910-х на модном небосклоне появилась новая звезда. Уставшая от шляпного дела Габриэль Шанель стала потихоньку внедрять в дамский гардероб элементы мужской одежды и шить наряды из мягкого трикотажа. 

С середины 1910-х поражающие простотой и оригинальностью модели от Шанель стали появляться на страницах модных изданий. А уже пару лет спустя Harper's Bazaar писал: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».


3. Что читали


В 1910-х место неоромантических страстей, бушевавших на литературном горизонте первого десятилетия XX века, заняли художественные поиски модернистов. 

Символисты, футуристы, сюрреалисты, экспрессионисты и другие -исты в начале нового столетия обнаружили, что современная им литература безнадежно устарела и не отвечает требованиям эпохи. В этот период радикальному обновлению подверглась как проза (Джеймс Джойс, Франц Кафка, Марсель Пруст), так и поэзия (Эзра Паунд, Райнер Мария Рильке, Гийом Аполлинер, Андре Бретон, Готфрид Бенн). 


Зачитывающимся сюрреалистическими виршами дамочкам могли прийтись по душе труды одного скандально известного австрийского врача, разрабатывавшего собственную теорию сексуальности. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что в 1910-е годы Фрейда читали в основном люди науки. 

Что же касается благовоспитанных леди, не увлекавшихся ни смелыми экспериментами с художественной формой, ни авангардным подходом к толкованию сновидений, – для них на полках книжных лавок по старинке томились приключенческие, фантастические и, конечно, любовные романы.


4. Что смотрели


В 1910-е годах ни у кого уже не возникало сомнений: кино – это серьезно. Фильмы стали длиннее, сюжеты интереснее. Популярность «движущихся картинок» с каждым годом росла, прокат фильмов стал приносить их создателям все большие дивиденды. Из экзотического ремесла кинематограф превратился в динамично развивающуюся индустрию.

В 1911 году в местечке Голливуд была основана первая киностудия. А уже в 1914 году на фабрике грез сняли первую полнометражку – «Муж индианки».

Развивалась кинотеатральная культура – по всему свету, как грибы после дождя, вырастали большие роскошные электротеатры с фойе, гардеробами и музыкальными интерлюдиями между картинами. Словом, смотреть кино стало интересно, модно и познавательно (см. «Как красились»).


5. Что слушали


В то время как в Европе просвещенная публика продолжала по старинке баловать себя оперой и опереттой, обитатели Нового света переключились на другие, более современные формы музыкального досуга. 

Благодаря перебравшимся в начале века за океан композиторам, в США начал активно развиваться новый вид музыкального представления – мюзикл. Одним из пионеров жанра стал талантливый чешский композитор и пианист Рудольф Фримль. В 1912 году на американских подмостках показался его «Светлячок» – один из первых мюзиклов в истории – он же «комедийная опера» в определении современников.

Во втором десятилетии XX века весь североамериканский континент оказался во власти джазовой лихорадки. Не последнюю роль в распространении джаза сыграла популярность прогулочных пароходов, ходивших вверх по течению Миссисипи. Вскоре с маленьких плавучих площадок оркестры перекочевали в лучшие театры Нового Орлеана, Канзас-Сити, Мемфиса и, наконец, Чикаго. Век Джаза был уже не за горами.


6. О чем мечтали


Пожалуй, главным желанием женщин в период Первой мировой было увидеть своих родных живыми и невредимыми. Завоюют ли они победу или, напротив, поднимут белый флаг – главное, чтобы вернулись. Когда речь идет о жизнях любимых людей, политика отступает на второй план. 

Кстати, война любопытным образом повлияла на положение женщины в обществе. Она предоставила дамам возможность доказать – не словом, а делом – на что они способны. Поскольку мужчины в основной своей массе отправились на фронт, бывшим «хранительницам очага» ничего не оставалось, кроме как освоить мужские специальности. Когда же война закончилась, вопрос о предоставлении женщинам избирательного права встал еще более остро. 

Мужской половине человечества пришлось признать, что дамы могут управляться не только с кастрюлей и поварешкой. Впрочем, скоро о трудовых подвигах «боевых подруг» забыли, и борьба за равноправие снова вступила в активную фазу.


7. О ком мечтали


Но вернемся к музыке: в 1910-е одним из главных секс-символов дореволюционной России был Александр Вертинский. В 1913 году артист дебютировал на театральной сцене, потом были роли в кино. И, наконец, в 1915 году Вертинский запел. 


Легкая картавость, из-за которой его в свое время отверг Станиславский, не помешала артисту стать любимцем публики. Особенно яро сопереживали страданиям «субтильного Пьеро» сентиментальные барышни. Вертинского буквально осаждали толпы поклонниц. 

Ну а любительниц более героического типажа в 1910-е выручала «фабрика грез». До массового производства «звезд» в Голливуде пока не дошли, однако обаяние Дугласа Фэрбенкса и Уильяма Харта сложно было не заметить.

По материалам http://april-knows.ru



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.