Женщины в XX веке: барышни 1900-х
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Мы решили разобраться, что носили, что читали и о чем мечтали барышни в самом начале прошлого столетия.
1. Как красились
В первом десятилетии XX века девушки пользовались
декоративной косметикой очень осторожно. Заметный, броский макияж считался
уделом актрис и представительниц другой
старинной профессии.
Приличные барышни отбеливали кожу уксусом, лимонным соком и
специальными тониками. В ходу была рисовая пудра и жемчужный порошок,
придававший коже таинственное мерцание. Аристократическую бледность лица
оттеняли темные густые брови, подведенные сурьмой.
А вот красить глаза было не принято. Зато модницы нулевых не
забывали о румянах – их наносили с помощью маленьких тонких салфеточек.
В конце XIX века компания Bourjois представила помаду в
карандашном футляре. Однако вплоть до середины 1910-х дамы относились к этому
продукту настороженно, не решаясь носить яркие оттенки.
В начале прошлого столетия изменилась мода и на цвет волос.
На смену викторианским блондинками пришли врубелевские «лебеди» с пышными
темными кудрями и томным взглядом из-под густых ресниц.
2. Как одевались
Дамская мода 1900-х продолжала традиции, сложившиеся на заре
викторианской эпохи. Хотя в медицинских
журналах уже стали появляться труды о вреде корсета для здоровья женщины,
модельеры не спешили отказываться от романтичного силуэта с осиной талией.
Широкие поля дамских шляпок, украшенные цветами и лентами,
венчал роскошный букет из перьев. Порой пернатые шли в дело целиком – на головы
состоятельных леди водружали чучела маленьких птичек.
Не забывали модницы и про другие аксессуары. Обязательным
элементом дамского наряда были узкие перчатки, чулки и зонтик. Завершали
элегантный облик изящные туфельки с заостренным мыском на небольшом каблучке в
форме рюмки.
Первым модельером, отважившимся предложить дамам новый, не
деформирующий ребра силуэт стал Поль Пуаре. В 1903 году он представил на суд
публики дамский костюм прямого кроя «пальто Конфуция». Двумя годами позже
кутюрье предложил уставшим от китового уса красоткам «эллинистический» крой –
платье с талией под самой грудью.
К концу нулевых, поддавшись очарованию Востока, Пуаре
облачил своих моделей в экзотические кимоно, кафтаны и шаровары. До эпохи
массовой эмансипации дамской моды оставалось совсем немного времени.
3. Что читали
На рубеже веков в европейской литературе возникло новое
направление – неоромантизм. Вобрав в себя черты романтизма и реализма,
неоромантизм разрабатывал героические сюжеты о сильных, незаурядных личностях,
не забывая делать характеры психологически достоверными, а ситуации
жизнеподобными.
Именно в этот период на свет появилось множество ставших
классическими произведений в жанре фантастического, приключенческого и
детективного романа.
Любительницы пощекотать нервы кровавыми убийствами
зачитывались циклом про Шерлока Холмса. Для
тех, кого пленяли тайны неведомых земель, трудился Джек Лондон. Вслед за отцом научной фантастики Жюлем Верном
исследовал «затерянные миры» Генри Райдер Хаггард.
Впрочем, самым серьезным и прогрессивно настроенным дамам не
было дела до пошлого чтива. Неравнодушные к политической борьбе барышни изучали
труды Маркса и Энгельса и готовили почву для развития марксистского феминизма.
4. Что смотрели
Театральная жизнь в первое десятилетие XX века не испытывала
особенных потрясений. Драматические произведения 1900-х создавались в духе
неоромантизма. Лучшие театры мира ставили пьесы Генрика Ибсена и Эдмона
Ростана. Популярность обоих отчасти связана с фигурой Сары Бернар, сыгравшей
заглавные роли в «Орленке» и в «Женщине с моря».
Кроме театра в начале прошлого века уже существовал иной род
зрелища – синематограф. Тогдашние фильмы – короткие ролики с несложным сюжетом
– еще никто не воспринимал как искусство. Однако создатели движущихся картинок
заметили коммерческий потенциал своего детища и без устали придумывали все
новые и новые «трюки» (движение камеры, скрытый монтаж, наезд на крупный план и
др.), чтобы удивить зрителя.
И, надо сказать, делали в этом направлении заметные успехи.
Даже интеллектуальная публика, поначалу принявшая «поезд теней» Люмьера
довольно прохладно, теперь потихоньку оттаивала, начинала посещать киносеансы.
5. Что слушали
Музыкальный досуг дамы в начале прошлого столетия составляли
визиты в оперу. В 1900 году увидела свет знаменитая опера Пуччини «Тоска», а в 1904 в
театре «Ла Скала» композитор представил оперу «Мадам Баттерфляй».
С лучших подмостков Европы гремел характерный высокий бас Федора
Шаляпина. Кроме оперных партий в репертуаре певца присутствовали народные песни
(«Дубинушка») и старинные романсы.
Для городской культуры рубеж веков ознаменовался ростом
популярности особого песенного жанра – жестокого романса. Истории о любви и
смерти хорошо вписались в тревожные настроения, царившие в обществе в начале XX
века. Чуть позже мелодраматические сюжеты с трагической развязкой начал
осваивать и кинематограф.
6. О чем мечтали
Пока романтичные барышни зачитывались слезливыми романами и
грезили о простом женском счастье, продвинутые леди 1900-х мечтали раз и навсегда положить конец
гендерному неравенству.
В Европе и Америке получило широкое распространение движение
суфражисток (от фр. suffrage — избирательное право). Они выступали за
предоставление дамам тех же политических прав и свобод, которыми обладали их
супруги. В первую очередь, речь шла о возможности женщин избирать и быть
избранными в представительные органы власти.
К 1900 году подобную привилегию получили жительницы всего
нескольких отдаленных от европейского континента уголков мира, вроде Новой
Зеландии и Южной Австралии. Суфражисткам удалось устранить эту несправедливость
в течение нескольких первых десятилетий XX века.
А еще именно в конце 1900-х годов появился главный
феминистский праздник современности – Международный женский день. 8 марта 1908
года по призыву социалистической партии более 15 000 женщин вышли на улицы
Нью-Йорка с требованием равных с мужчинами условий оплаты труда.
7. О ком мечтали
В первые годы прошлого столетия «система звезд» в кино еще
не успела сформироваться. Да и такого явления, как массовая культура,
ориентированного на потоковое «производство» кумиров, тоже не существовало.
Поэтому остается только гадать, о ком грезили юные создания эдвардианской
эпохи.
Вероятно, главные роли в девичьих фантазиях играли умные и
смелые герои модных романов – Мартин Иден, Данко, капитан Немо. Были, конечно,
и живые звезды: поражал таинственными исчезновениями слонов и самого себя Гарри
Гудини, поигрывал мускулами Иван Поддубный. Однако до фанатизма не доходило.
По материалам http://april-knows.ru
Коментарі
Дописати коментар