Главные клише готических историй


Отличительные черты самого пугающе популярного жанра современности

Как у любого другого жанра, у готики есть свой набор клише, причём правило «всё хорошо в меру» тут не работает. Готическая история тем страшнее, волнительнее и прекраснее, чем ужаснее в ней герои, образы и сюжетные твисты: если кровь проливается — то литрами, если бледнеет дева — то добела, если появляется вампир — то такой, что хочется отдаться ему немедленно.


1. Ужас

Атмосфера страха — основа готической эстетики. Если не боится читатель, то точно боится герой. Именно близость смерти и загробного мира добавляет любым романтическим отношениям героев сексуальности. Сам ужас в готике — это ещё и эротическое удовольствие. Как бы иначе хорроры и триллеры получили настолько широкую популярность среди молодежи?


2. Сверхъестественное

Готическое произведение не всегда утверждает сверхъестественное как норму, однако ощущение, что происходит нечто, что невозможно объяснить рационально, как правило, не покидает героев и зрителей вплоть до развязки. При этом сверхъестественное может быть как частью религиозной мистики, так и фольклорным или фантастическим мифом.


3. Зловещий дом

Знали ли вы, что дома с призраками в Англии продаются дороже, чем без? Всё потому, что в доме, населённом привидениями, история оживает, а значит, есть потенциал для приключений. Замок, особняк в отдалённом поместье, старый городской дом, уединённый отель — любое место, которое закрыто стенами от внешнего (рационального) мира, подходит для готической истории.


4. Призраки

Добрые и злые привидения — одни из самых старых готических персонажей. Они могут помогать или мешать герою приблизиться к некой тайне, но чаще являются вспомогательными силами, в то время как дом с привидениями становится полноценным героем истории. С призраками может завязаться дружба, как в «Кентервильском приведении» Уайльда, или романтическая привязанность, как в фильме «Каспер».


5. Руины

Связь готики с архитектурой не заканчивается на хитро устроенных особняках и замках. Особое место в готической эстетике играют руины как место-призрак, в котором прошлое просвечивает сквозь настоящее. Причём наличие руин в фильме, книге или игре сразу же задаёт тон восприятия произведения и горизонт ожиданий. 


6. Дева в беде

Без женщины в готике никуда. Таинственная роковая красавица, мрачная старуха, больная девочка, прекрасная девственница — типичные готические клише, на деле героини оказываются сложнее, многослойнее и зачастую интереснее мужских персонажей. Труп невесты в одноимённом мультфильме Тима Бёртона — яркий тому пример.


7. Религия

Религия, и в первую очередь католицизм, противостоит силам зла и на первый взгляд асексуальна. На самом деле христианские реликвии — кресты, чётки, надписи на надгробиях и старинные фолианты, помогающие в борьбе с демонами — максимально телесны и наполнены эротизмом. Они призваны физически защищать девственниц и зачастую работают как фетиши. Эта тема прекрасно обыграна в сериале «Сверхъестественное».
Особую роль играет идея ада, куда уходит побеждённая нечисть или откуда она же появляется. 


8. Вампиры

Самые сексуализированные существа во всей мировой литературе — горячие (хоть и холодные) кровососы — занимают почётное место в истории готики. Говорить о них можно бесконечно, поэтому заметим лишь, что если большая часть готических сюжетов заставляет публику волноваться, сопереживать героям и одновременно радоваться, что мы не находимся в их ситуации, то общение с вампиром — одна из самых распространённых эротических фантазий школьниц и домохозяек одновременно.


9. Смерть

Ожидание смерти, смертельная опасность, жизнь после смерти, столкновение со смертью и оплакивание любимого — всё это необходимая среда обитания готического героя. Рука об руку со смертью в готике идут романтические отношения. Недаром граф Дракула Брэма Стокера ищет именно любви и смерти как успокоения и разрешения от вечного горя. 


10. Безумие

Постоянный спор рационального и иррационального, невозможность разобраться, где заканчивается внешняя реальность, а где начинается внутренняя, — безумие — важнейшая находка готики. Почти любой готический герой в какой-то момент вынужден усомниться в собственном душевном здоровье. Так, для персонажей «Дракулы» борьба с ночными кошмарами, которые на поверку оказываются реальностью, и борьба со злом — это слово: они записывают мысли и ощущения в дневник, чтобы проговорить свои переживания и поделиться ими.

Источник: wonderzine.com

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.