пятница, 26 февраля 2016 г.

Чарльз Буковски и его «грязный реализм»

Для него нет табуированных тем. Он — мастер метафоры и мгновенного афоризма, вульгарный, лиричный и безжалостно талантливый. Его романы вызывают отвращение, а их сюжеты заключаются в алкоголизме, иронии и сексе. Он никогда не писал о том, о чем приятно читать. В его текстах – горечь и правда. Чернорабочий, пропойца, и один из умнейших писателей второй половины XX века.

 

Но почему-то книги Чарльза Буковски разлетаются миллионными тиражами уже которое десятилетие. Возможно, вы чего-то не знали о самом скандальном писателе ХХ века?

 Чарльз Буковски – скандалист, циник, алкоголик. Его романы и стихи преисполнены агрессивной честности, шокирующей реальности и ненависти к людям. Дно жизни – единственная среда обитания его героев. Первый роман «Почтамт» Буковски написал с помощью двадцати пинт виски, тридцати пяти упаковок пива и восьмидесяти сигар. Но, несмотря на весь жизненный мусор, который автор описывает в своих книгах, он сумел найти в них место для лиричности и сентиментальности. Каким-то образом он оставил частицу своей израненной нежной души на страницах своих произведений. Как же удалось Чарльзу Буковски создать такой необыкновенный синтез отвратного и захватывающего? В чем секрет привлекательности всего того противного, о чем пишет автор? 

Будучи первым, кто так открыто и просто начал писать о том, что жизнь бывает отвратительной, а люди – до ужаса смехотворными, литературные критики нарекли Буковски крестным отцом нового жанра - «грязного реализма». В свое время романы, написанные в стиле «грязного реализма», были невероятно популярны, потому что читатели получали возможность убедиться, что не они одни находятся на дне общества. А, как известно, даже такой грустный факт может хоть как-то поддержать тех, кто терпит не лучшие времена. Причиной же всеобщей апатии была «холодная война» 60-х годов. Этот исторический феномен породил атмосферу подозрения и паранойи. Жизнь людей превратилась в скудное существование «синих воротничков», для которых черный юмор стал единственной отрадой. Они потеряли последнюю надежду на избежание бедности, попали в замкнутый круг одиночества и бессмысленности. «Грязный реализм» стал жестокой правдой о том, что такое жизнь и  разрушением мифа об «американской мечте». 




Но важнейшим фактором популярности творчества Чарльза Буковски стала его собственная жизнь. «На девять десятых факта лишь одна десятая выдумки», - так о своих романах говорил сам писатель. Ему пришлось пережить Вторую мировою войну, панический страх разрушения мира атомной бомбой и голодную жизнь, спровоцированную последствиями этих исторических событий. Но кроме этого, Генрих (настоящее имя писателя) пережил ужасное детство. Отец-садист специально заставлял мальчика стричь газон около дома так, чтобы все травинки были одной высоты. Он всегда тщательно проверял работу, и каждый раз находил какой-то несчастный стебелек, который оказывался выше других, а потом… беспощадно избивал сына. Мать Буковски не перечила мужу, да и сама постоянно терпела побои. И если бы на этом беды ребенка закончились. Родители специально одевали сына в национальное немецкое платье, из-за чего другие дети его высмеивали. Но хуже всего – они запрещали ему даже общаться с другими детьми, ведь это могло его «испачкать». 

Став изгоем, Чарльз нашел единственное утешение в библиотеке, где провел все свои юные годы, изолированный от общества и жизни. В итоге он пристрастился к алкоголю, который стал его спасительной шлюпкой, возможностью сбежать из реальности. Он стал вечным скитальцем, меняющим место жительства чуть ли не каждый месяц, пытаясь удержаться на работе дольше нескольких дней и не пытаясь удержаться с одной женщиной дольше нескольких недель. Все эти ужасы своей жизни он отобразил в своем творчестве. Он был своеобразным фотографом, который просто описывал всё, что видел вокруг. 


 "Фактотум" - это самый что ни на есть грязный реализм: прокуренные бары, зловонное виски, продажные женщины. И жизнь в её острых проявлениях. Всё это Америка, о которой детям рассказывают сказки. Только сказки эти про то, как ночью неоновые огни мегаполисов освещают поток безысходности... 
В жизни Генри Чинаски есть несколько составляющих: женщины, секс, алкоголь, философия, различные, недолговечные подработки. Всё. Буковски срисовывал этого героя с самого себя. Таких проникновенных грешников больше не случится никогда в этом мире. Вы открываете книгу. Началось... Вы думаете, что лопнете со смеху? Ураган матерных слов сносит вашу крышу, а честность каждого слова вкупе с цинизмом покоряют ваше сердце? Поздравляю! Буковски - ваш писатель.



Прозу Буковски можно условно разделить на 3 части. Первая - его прекрасные романы, вторая - не менее прекрасные рассказы, и третья - его мысли вслух, выраженные в художественной форме. Именно к третьей и относятся "Записки старого козла". Это сборник авторских фристайлов, напечатанных в газете его друга. Друг старину Бука в рамках держать не стал, в результате получилась уйма безумных, умных, странных и человечных текстов. Вся книга состоит из огромного количества маленьких историй, которые практически никак не связаны между собой и повествуют нам о жизни самых что ни на есть настоящих маргиналов, в число которых и входил сам Буковски.


С конца 80-х годов писатель тяжело болел. У него была разрушена иммунная система, поэтому болезни цеплялись одна за другой. 9 марта 1994 года Чарльза Буковски не стало. На его надгробной плите выгравирована эпитафия: «Не пытайтесь».


Чарльз Буковски вошел в литературу очень громко, революционно, по-бунтарски, хотя сам никогда серьезно не относился к писательству. Он всегда утверждал, что должен просто написать – и уйти. Эпатаж, цинизм, пренебрежительное отношение к окружающем были его раздражителями для толпы: его превозносили и ненавидели, но Буковски было все равно. Он выбрал свободу и поклонялся только ей…
 

Нельзя сказать, что романы Чарльза Буковски научат читателя чему-то хорошему  или станут подходящей мотивацией. Нет. Его творчество – это скорее демонстрация того, чего стоит остерегаться. В книгах Буковски необходимо научится видеть больше, чем повествование о жизни старого алкоголика. Например, шанс изменить себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий