Джейн Остин: первая леди английской литературы


Английская литература славится своими женщинами-романистками: Мэри Шелли, сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, Айрис Мердок. Наверное, самая великая среди них - Джейн Остин. 


Она совершила революцию в повествовательном искусстве и доказала, что женщина имеет право на творчество. Ведь Джейн Остин взялась за перо, когда романы считались не женским делом. 


Она тонко и иронично описала нравы сословного общества своего времени, была одной из создательниц реалистической традиции в литературе и феномена «женской прозы».


1. Дочь священника


Джейн Остин родилась в семье священника в маленьком провинциальном городке Стивентон в графстве Хэмпшир. У Джейн было шесть братьев и сестра - Кассандра, которая всю жизнь оставалась её ближайшей подругой.

Семья жила небогато, одного из братьев - Эдварда - даже отдали на усыновление состоятельным родственникам, что позволило ему продвинуться по социальной лестнице. 

Однако отец Джейн был весьма просвещённым и начитанным человеком. И поддерживал в своем доме творческую атмосферу. Литературой, например, пробовал заниматься и старший брат писательницы Джеймс, а её сестра Кассандра увлекалась акварелью. Все дети Остинов много читали и имели неограниченный доступ к отцовской библиотеке. 

Семья оказала заметное влияние на литературные занятия Джейн. Её родители, братья и сестра были и её первыми читателями. Джейн Остин начинала писать не для вечности, не для потомков и не для неизвестного потенциального читателя. Она писала книги для ближайшего круга - для своих родных.


2. Английский юмор


Джейн и Кассандра 3 года учились в частных школах. Но систематического образования так и не получили. У семьи кончились деньги. К тому же в одной из школ сёстры чуть не умерли от сыпного тифа. Поэтому дальнейшим их образованием отец занимался самостоятельно. 

И литература была одним из главных предметов в «образовательном плане» Остинов. Отец привил своим детям любовь к чтению и познакомил с главными авторами английской литературы. Шекспир, Голдсмит, Ричардсон, Стерн, Филдинг и многие другие - Джейн всех знала и всё читала. 

Она и как писательница началась с пародийного отклика на литературную традицию. В 14 лет она написала роман «Любовь и дружба», который явно и иронически отсылала к мелодраматизму XVIII века. 

В 15 лет составила «Историю Англии», которая иронически обыгрывала школьную историческую литературу, в том числе популярную в те годы книгу Голдсмита «История Англии с ранних времён до смерти Георга II». Еще одно юношеское произведение Джейн Остин – Нортенгерское аббатство – написано, как пародия на готический роман. 

Юмористическая нота сохраняется и в поздних произведениях Остин. Её описания английского общества пронизаны тонкой и сдержанной иронией и являются одним из образцов знаменитого английского юмора.


3. Провинциальная Леди


Джейн Остин родилась и практически всю жизнь прожила в английской глубинке. Но в отличии от своей младшей соотечественницы и коллеги Эмили Бронте, которая также появилась на свет в семье провинциального священника, она никогда не была затворницей, и литература никогда не была для неё единственным «окном в мир». 

Джейн прожила короткую, но насыщенную жизнь типичной провинциальной английской леди. Она поддерживала связь со всеми братьями и их женами, многочисленными дальними родственниками и друзьями семьи. 

Она написала более 3000 писем, живо интересовалась историей и актуальными событиями. В общем, была типичной женщиной своего времени и сословия. 
И это, пожалуй, было самым необходимым для того, чтобы Остин стала писательницей. Ведь главный предмет её произведений - нравы английского общества. 

А их надо хорошо знать изнутри, чтобы описать так убедительно, точно и остроумно, как это сделала Остин. Неслучайно и псевдоним, с которым писательница вошла в литературный мир, был прост, но ёмок - Леди.


4. Как правильно выйти замуж


Даже поверхностного знакомства с романами Джейн Остин достаточно, чтобы увидеть её главную тему – замужество. 

Вопрос «Как выйти замуж?» и сегодня остаётся в ряду вечных женских. Остин, похоже, была первой кто так ярко поставил его в литературе. 

Тема брака возникает практически во всех самых известных романах Остин - «Чувства и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Эмма». Это понятно, ведь брак - один из основных институтов сословного общества, а для того времени женщины - чуть ли не единственный способ одобренного этим обществом социального взаимодействия. 

В те времена женщина не могла строить карьеру и была зависима от того, какое положение она занимает по отношению к тому или иному мужчине. Единственный способ изменить свой социальный статус или материальное благосостояние - выйти замуж. 

Джейн Остин стала одной из первых писательниц в истории европейской литературы, кто описал мир глазами женщины. И многочисленные производители современной «женской прозы» ведут свою историю в том числе от неё.


5. Старая дева


Хотя практически все произведения Джейн Остин построены вокруг интриги замужества, сама писательница так и не нашла счастья в личной жизни. 

В 20 лет у неё был роман со студентом-юристом Томасом Лефроем. 
Семья Лефроя была против возможного брака с Джейн. Ведь она происходила из бедной семьи, и получить значительное приданое за неё было невозможно. После этой истории Джейн так и не вышла замуж, и к 30 годам смирилась с участью старой девы. 

Семья не сложилась и у ее сестры Кассандры. Её жених заболел и умер от жёлтой лихорадки, когда пытался заработать деньги на свадьбу. Также, как и Джейн, Кассандра, которой в тот момент было всего 24 года, не вышла замуж.


6. Реализм


Сегодня Остин - безусловный классик, гордость английской литературы. Но при жизни успех писательницы был далеко не так значителен. 

Первые произведения Остин издатели печатать не хотели. Роман «Гордость и предубеждение» пролежал в столе целых 15 лет. Дело сдвинулось только в 1811 году - за 6 лет до смерти писательницы - когда увидел свет роман «Чувства и чувствительность», ставший первой публикацией Остин. После этого дорога к читателям была открыта. 



Всего при жизни Джейн Остин было опубликовано четыре её романа. Они пользовались признанием критиков и вызывали интерес у читателя. Три романа дважды переиздавались ещё при жизни писательницы. Однако в полной мере почувствовать вкус литературной славы Остин не смогла, так как печаталась под псевдонимом. 

Репутацию великой писательницы Остин и вовсе заслужила только спустя сто лет после своей смерти. Она стояла у истоков реализма в английской литературе, и в каком-то смысле опередила своё время.



В начале XIX века романы Остин, описывающие обыденную жизнь обычных людей, потерялись в буре и натиске романтизма. Например, Шарлота Бронте отзывалась о творчестве Остин с пренебрежением. Признавая её умение описывать нравы общества и точно воспроизводить «обыденные лица», она считала, что этого мало для того, чтобы быть великой. Романтикам в произведениях Остин не хватало ярких героев и необычных ситуаций. 

Впрочем, в то же время Вальтер Скотт отзывался об Остин с восхищением, ставя всё тот же реализм в заслугу: «Эта молодая дама обладает талантом воспроизводить события, чувства и характеры обыденной жизни, талантом самым замечательным из всех, которые мне приходилось встречать».


7. Гордость и предубеждение и зомби


Своего пика популярность Остин достигла только в начале XX века. Романы Остин регулярно переиздаются и неоднократно экранизировались. 

В 2009 году творчество Джейн Остин стало основой для нескольких романов в жанре мэшап. Так, Бен Уинтерс опубликовал книгу «Разум и чувства и гады морские», в которой классическое произведение Остин обновляется за счёт новой сюжетной линии - нашествия морских чудовищ.


А писатель Сет Грэм-Смит превратил роман «Гордость и предубеждение» в настоящий зомби-хоррор, по мотивам которого в этом году был снят одноимённый фильм. Такая деконструкция творчества Джейн Остин лишний раз подчёркивает, что имя писательницы давно стало синонимом классической литературы.




8. Что смотреть


Экранизаций Остин минимум раз в пять больше, чем самих романов, — это не считая всех остальных работ по мотивам. Абсолютное первенство по количеству удачных принадлежит британскому гиганту BBC. Но если британское телевидение с беспрекословным уважением относится к источнику, то в кино позволяют себе больше экспериментов. 
Найти можно всё: сиквелы, приквелы, постмодернистские работы, мэшапы с жанрами. 

К самому известному произведению писательницы обращаются чаще всего. Свежий безумный мэшап с захватившими поп-культуру в конце 2000-х зомби — не единственный пример. Остин даже есть на YouTube: много лет выходил невероятно популярный веб-сериал «The Lizzy Bennet Diaries». Из него же выросло по-британски минималистичное детективное шоу «Смерть приходит в Пемберли», в котором разбираются с таинственным убийством в поместье мистера Дарси, произошедшем после событий книги. Есть и сериал с абсолютно фанатским сюжетом «Lost in Austen», в котором наша современница буквально проваливается в мир романа. 

«Гордость и предубеждение»— шестисерийный драматический мини-сериал, вышедший в 1995 году в Великобритании на канале BBC по одноимённому роману английской писательницы Джейн Остин, опубликованному в 1813 году. Газета The New York Times назвала эту экранизацию «остроумной смесью любовной интриги и социального неравенства, разбавленной амбициями и иллюзиями провинциального дворянства»  Этот сериал — седьмая экранизация романа. Предыдущие вышли в 1938, 1940, 1952, 1958, 1967 и 1980 гг. Восьмой стала постановка 2005 года.

«Доводы рассудка» — третья телеэкранизация канала BBC романа «Доводы рассудка» Джейн Остин. Режиссёр Роджер Мичелл старался строго следовать роману. Телефильм снимался в одно время с телесериалом «Гордость и предубеждение», в результате актёрам обеих кинолент приходилось ждать свободного костюма. 

«Разум и чувства» — последняя на данный момент экранизация романа Джейн Остин «Чувство и чувствительность». Телесериал производства BBC вышел в 2008 году в Великобритании. По мнению сценариста Эндрю Дэвиса этот вариант романа вышел «наиболее чувственным и открытым, по сравнению с предыдущими экранизациями». Критики высказывали на сей счёт довольно противоречивые мнения.

«Э́мма» — телевизионный четырёхсерийный мини-сериал производства BBC по мотивам одноимённого романа, вышедший в 2009 году в Великобритании. Пятая экранизация романа Джейн Остин, написанного в 1815 году.

Коментарі

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.