Джейн Остин: первая леди английской литературы
Английская литература славится своими женщинами-романистками: Мэри Шелли, сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Вирджиния Вулф, Айрис Мердок. Наверное, самая великая среди них - Джейн Остин.
Она совершила революцию в повествовательном искусстве и доказала, что женщина имеет право на творчество. Ведь Джейн Остин взялась за перо, когда романы считались не женским делом.
Она тонко и иронично описала нравы сословного общества своего времени, была одной из создательниц реалистической традиции в литературе и феномена «женской прозы».
1. Дочь священника
Семья жила небогато, одного из братьев - Эдварда - даже отдали на усыновление состоятельным родственникам, что позволило ему продвинуться по социальной лестнице.
Однако отец Джейн был весьма просвещённым и начитанным человеком. И поддерживал в своем доме творческую атмосферу. Литературой, например, пробовал заниматься и старший брат писательницы Джеймс, а её сестра Кассандра увлекалась акварелью. Все дети Остинов много читали и имели неограниченный доступ к отцовской библиотеке.
Семья оказала заметное влияние на литературные занятия Джейн. Её родители, братья и сестра были и её первыми читателями. Джейн Остин начинала писать не для вечности, не для потомков и не для неизвестного потенциального читателя. Она писала книги для ближайшего круга - для своих родных.
2. Английский юмор
И литература была одним из главных предметов в «образовательном плане» Остинов. Отец привил своим детям любовь к чтению и познакомил с главными авторами английской литературы. Шекспир, Голдсмит, Ричардсон, Стерн, Филдинг и многие другие - Джейн всех знала и всё читала.
Она и как писательница началась с пародийного отклика на литературную традицию. В 14 лет она написала роман «Любовь и дружба», который явно и иронически отсылала к мелодраматизму XVIII века.
В 15 лет составила «Историю Англии», которая иронически обыгрывала школьную историческую литературу, в том числе популярную в те годы книгу Голдсмита «История Англии с ранних времён до смерти Георга II». Еще одно юношеское произведение Джейн Остин – Нортенгерское аббатство – написано, как пародия на готический роман.
Юмористическая нота сохраняется и в поздних произведениях Остин. Её описания английского общества пронизаны тонкой и сдержанной иронией и являются одним из образцов знаменитого английского юмора.
3. Провинциальная Леди
Джейн прожила короткую, но насыщенную жизнь типичной провинциальной английской леди. Она поддерживала связь со всеми братьями и их женами, многочисленными дальними родственниками и друзьями семьи.
Она написала более 3000 писем, живо интересовалась историей и актуальными событиями. В общем, была типичной женщиной своего времени и сословия.
И это, пожалуй, было самым необходимым для того, чтобы Остин стала писательницей. Ведь главный предмет её произведений - нравы английского общества.
А их надо хорошо знать изнутри, чтобы описать так убедительно, точно и остроумно, как это сделала Остин. Неслучайно и псевдоним, с которым писательница вошла в литературный мир, был прост, но ёмок - Леди.
4. Как правильно выйти замуж
Вопрос «Как выйти замуж?» и сегодня остаётся в ряду вечных женских. Остин, похоже, была первой кто так ярко поставил его в литературе.
Тема брака возникает практически во всех самых известных романах Остин - «Чувства и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Эмма». Это понятно, ведь брак - один из основных институтов сословного общества, а для того времени женщины - чуть ли не единственный способ одобренного этим обществом социального взаимодействия.
В те времена женщина не могла строить карьеру и была зависима от того, какое положение она занимает по отношению к тому или иному мужчине. Единственный способ изменить свой социальный статус или материальное благосостояние - выйти замуж.
Джейн Остин стала одной из первых писательниц в истории европейской литературы, кто описал мир глазами женщины. И многочисленные производители современной «женской прозы» ведут свою историю в том числе от неё.
5. Старая дева
В 20 лет у неё был роман со студентом-юристом Томасом Лефроем.
Семья Лефроя была против возможного брака с Джейн. Ведь она происходила из бедной семьи, и получить значительное приданое за неё было невозможно. После этой истории Джейн так и не вышла замуж, и к 30 годам смирилась с участью старой девы.
Семья не сложилась и у ее сестры Кассандры. Её жених заболел и умер от жёлтой лихорадки, когда пытался заработать деньги на свадьбу. Также, как и Джейн, Кассандра, которой в тот момент было всего 24 года, не вышла замуж.
6. Реализм
Первые произведения Остин издатели печатать не хотели. Роман «Гордость и предубеждение» пролежал в столе целых 15 лет. Дело сдвинулось только в 1811 году - за 6 лет до смерти писательницы - когда увидел свет роман «Чувства и чувствительность», ставший первой публикацией Остин. После этого дорога к читателям была открыта.
Всего при жизни Джейн Остин было опубликовано четыре её романа. Они пользовались признанием критиков и вызывали интерес у читателя. Три романа дважды переиздавались ещё при жизни писательницы. Однако в полной мере почувствовать вкус литературной славы Остин не смогла, так как печаталась под псевдонимом.
Репутацию великой писательницы Остин и вовсе заслужила только спустя сто лет после своей смерти. Она стояла у истоков реализма в английской литературе, и в каком-то смысле опередила своё время.
В начале XIX века романы Остин, описывающие обыденную жизнь обычных людей, потерялись в буре и натиске романтизма. Например, Шарлота Бронте отзывалась о творчестве Остин с пренебрежением. Признавая её умение описывать нравы общества и точно воспроизводить «обыденные лица», она считала, что этого мало для того, чтобы быть великой. Романтикам в произведениях Остин не хватало ярких героев и необычных ситуаций.
Впрочем, в то же время Вальтер Скотт отзывался об Остин с восхищением, ставя всё тот же реализм в заслугу: «Эта молодая дама обладает талантом воспроизводить события, чувства и характеры обыденной жизни, талантом самым замечательным из всех, которые мне приходилось встречать».
7. Гордость и предубеждение и зомби
В 2009 году творчество Джейн Остин стало основой для нескольких романов в жанре мэшап. Так, Бен Уинтерс опубликовал книгу «Разум и чувства и гады морские», в которой классическое произведение Остин обновляется за счёт новой сюжетной линии - нашествия морских чудовищ.
А писатель Сет Грэм-Смит превратил роман «Гордость и предубеждение» в настоящий зомби-хоррор, по мотивам которого в этом году был снят одноимённый фильм. Такая деконструкция творчества Джейн Остин лишний раз подчёркивает, что имя писательницы давно стало синонимом классической литературы.
8. Что смотреть
Экранизаций Остин минимум раз в пять больше, чем самих романов, — это не считая всех остальных работ по мотивам. Абсолютное первенство по количеству удачных принадлежит британскому гиганту BBC. Но если британское телевидение с беспрекословным уважением относится к источнику, то в кино позволяют себе больше экспериментов.
Найти можно всё: сиквелы, приквелы, постмодернистские работы, мэшапы с жанрами.
К самому известному произведению писательницы обращаются чаще всего. Свежий безумный мэшап с захватившими поп-культуру в конце 2000-х зомби — не единственный пример. Остин даже есть на YouTube: много лет выходил невероятно популярный веб-сериал «The Lizzy Bennet Diaries». Из него же выросло по-британски минималистичное детективное шоу «Смерть приходит в Пемберли», в котором разбираются с таинственным убийством в поместье мистера Дарси, произошедшем после событий книги. Есть и сериал с абсолютно фанатским сюжетом «Lost in Austen», в котором наша современница буквально проваливается в мир романа.
«Гордость и предубеждение»— шестисерийный драматический мини-сериал, вышедший в 1995 году в Великобритании на канале BBC по одноимённому роману английской писательницы Джейн Остин, опубликованному в 1813 году. Газета The New York Times назвала эту экранизацию «остроумной смесью любовной интриги и социального неравенства, разбавленной амбициями и иллюзиями провинциального дворянства» Этот сериал — седьмая экранизация романа. Предыдущие вышли в 1938, 1940, 1952, 1958, 1967 и 1980 гг. Восьмой стала постановка 2005 года.
«Доводы рассудка» — третья телеэкранизация канала BBC романа «Доводы рассудка» Джейн Остин. Режиссёр Роджер Мичелл старался строго следовать роману. Телефильм снимался в одно время с телесериалом «Гордость и предубеждение», в результате актёрам обеих кинолент приходилось ждать свободного костюма.
«Разум и чувства» — последняя на данный момент экранизация романа Джейн Остин «Чувство и чувствительность». Телесериал производства BBC вышел в 2008 году в Великобритании. По мнению сценариста Эндрю Дэвиса этот вариант романа вышел «наиболее чувственным и открытым, по сравнению с предыдущими экранизациями». Критики высказывали на сей счёт довольно противоречивые мнения.
«Э́мма» — телевизионный четырёхсерийный мини-сериал производства BBC по мотивам одноимённого романа, вышедший в 2009 году в Великобритании. Пятая экранизация романа Джейн Остин, написанного в 1815 году.
Чудовий пост про мою улюблену англійську письменницю! Дякую!
ВідповістиВидалитиДякую! Я старалася)))
Видалити