среда, 25 января 2017 г.

Мифологические персонажи, населяющие мир Гарри Поттера

Николас Фламель существовал на самом деле, и многие фантастические создания, которые встречаются в книгах Роулинг, заимствованы ею из разных источников, в том числе у авторов и мифологии древнего мира.


Всем уже известно, где обитают фантастические твари, - в волшебном чемоданчике, с которым в 1926 году по Нью-Йорку путешествовал Ньют Скамандер. Но откуда они взялись, все эти драконы, единороги и гиппогрифы, населяющие мир Гарри Поттера?



Чудовища и мифические звери в книгах Роулинг служат не просто декорацией - они добавляют символической и психологической глубины, а также напоминают читателю о том, что дело происходит в волшебном мире.
Роулинг действует и как изобретатель, и как исследователь фантастических животных, населяя придуманный ею мир как "классическими" чудовищами (троллями, кентаврами и русалками), так и фольклорными персонажами (лукотрусами, эрклингами) и своими собственными придумками (дементорами).


Некоторые из упоминаемых в книгах Роулинг чудовищ более известны: к примеру, гриндилоу и боггарты заимствованы из кельтского и английского фольклора, хотя эти названия и не особенно на слуху. Так, гриндилоу, по легенде, живут на мелководье и оттуда могут хватать детей своими зелеными пальцами-тростинками.

Нетрудно понять, откуда взялось такое описание гриндилоу - он здорово напоминает водные растения, которые пугают тем, что движутся в воде словно живые. Неудивительна и популярность подобных историй: родители вполне могли рассказывать детям такие страшилки, чтобы те не лезли в воду без спросу, пусть даже ребятишки больше рисковали утонуть, чем попасть в лапы злобного водяного.


Феникс Фоукс - не просто фантастическое создание, способное воскресать из пепла, но и историческая реалия. Его расцветка - красная с золотом - такая же, как у феникса, упомянутого Геродотом в его "Истории", написанной в V веке до нашей эры.

Геродот известен как "отец истории", но критики порой называют его "отцом лжи". Он записывал всё, что говорили ему люди, встреченные им в путешествиях, часто без каких бы то ни было дополнительных доказательств.

Римский историк Тацит с его более критическим подходом сообщает, что во времена правления императора Тиберия в I веке нашей эры видели фениксов, добавив, впрочем, что сам их живьем не видел, только на картинках. Тацит отмечает некоторые разногласия по поводу продолжительности жизни этой птицы, но сообщает, что, согласно общепринятому мнению, она составляет около 500 лет.

Интересно отметить, что ни Тацит, ни Геродот не верили в то, что птица восстает из своего пепла, но считали, что молодой птенец феникса уносит тело родителя на значительное расстояние и хоронит.


Еще один персонаж "поттерианы", претерпевший изменения в своей фантастической природе, - это многоголовый пес. Цербер в греческой мифологии сторожит вход в подземное царство. Он наделен многими достоинствами, но количество голов у него весьма непостоянно.

Поэт Гесиод полагал, что их у него пятьдесят, а Пиндар брал еще выше, называя чудище стоглавым. На фреске во дворце Палаццо Дукале в итальянском городе Кастильоне-дель-Лаго в Умбрии изображен Геракл и трехглавый Цербер.

Позднее греческие и римские писатели по большей части останавливались на трех головах, хотя на вазах (одна из которых хранится в Лувре) художники часто изображали Цербера двуглавым.

Возможно, на рисунках две головы просто смотрятся лучше, чем три. Но независимо от количества голов, у Цербера и Пушка - трехглавого пса из первой книги о Гарри Поттере - есть нечто общее: обоих можно отвлечь с помощью музыки. 

Цербер - большой знаток музыки, и, как пишет Вергилий в "Георгиках", заставить его замереть со всеми тремя раскрытыми пастями может только такой великий исполнитель, как Орфей. Пушок не столь разборчив - для того, чтобы его усыпить, достаточно просто заколдованной арфы.


Сам философский камень тоже уходит корнями и в мифологию, и в историю. Друг Дамблдора и изобретатель философского камня Николас (Николя) Фламель был реальным человеком, который жил в Париже в XIV веке и служил писарем.

Много лет спустя после смерти Фламеля пошли слухи, будто он открыл секрет вечной жизни. Более поздние авторы приписывали ему навыки алхимии, но никаких подтверждений в пользу этого предположения не нашлось.

Однако сегодня в Париже его именем (и именем его жены Пернеллы) названа улица - это тоже своего рода бессмертие. После смерти за парижским писарем Николя Фламелем закрепилась репутация алхимика и создателя философского камня. 


Название обитающего в Тайной комнате василиска происходит из греческого языка - это уменьшительная форма от слова "царь". От мифического василиска Роулинг взяла для своего монстра способность уничтожать все и всех мощью своего яда.

Вот только она умолчала о самом простом способе борьбы со страшным зверем, описанном Плинием Старшим в его "Естественной истории". По словам Плиния, василиск может погибнуть от одного только запаха горностая.


Пожалуй, самые загадочные создания в Хогвартсе - это кентавры, живущие в Запретном лесу. Судя по всему, они - прямые потомки кентавров, которые, по преданию, жили на горе Пелион в центральной части Греции - Фессалии.

Прототипом кентавра Флоренца,  с его любовью к астрологии и к преподаванию, послужил знаменитый кентавр Хирон, который обучал Ахилла, Тесея и других греческих героев и был при этом известным астрологом.

В археологическом музее в Неаполе есть красивая фреска, на которой изображено, как Хирон учит Ахилла играть на лире. Задние ноги у кентавра поджаты, почти как у собаки, и, опираясь на передние ноги, он перебирает руками струны. Это прекрасное напоминание о том, что люди стали думать о мифических тварях, как только выучились писать, рисовать и мыслить.


Гиппогриф - относительно недавнее изобретение, о котором впервые упоминается в итальянской поэме начала XVI века. Однако предсказано появление такого чудища - полулошади-полугрифона (последний при этом и сам - помесь орла и льва) - было за много столетий до этого.

Само существование гиппогрифа представлено как невероятное не только в силу их фантастической природы, но и в силу известной  вражды между лошадьми и грифонами.


Интересно также и то, каких чудовищ и тварей Роулинг не использует в своих книгах. Не попали в романы о Поттере сатиры и нимфы, о которых часто упоминает греческой мифологии (волшебница-француженка Флёр рассказывает о том, что в школе Шармбатон нимфы используются в качестве рождественских украшений, но, по-видимому, этим их роль и ограничивается).

Даже девушка, которое носит имя, производное от названия греческих нимф (Нимфадора Тонкс), унаследовала от них только способность менять внешность (причем нимфы обычно делали это для того, чтобы избежать приставаний похотливых сатиров, а не во имя борьбы со злом).


Другие создания тоже имеют аллегорическое значение: эльфы, к примеру, играют в произведениях других авторов куда более важную роль, чем у Роулинг (вспомнить хотя бы превосходство эльфов у Толкиена).

Стоит отметить, что самыми страшными обитателями волшебного мира являются дементоры, придуманные самой Роулинг. Описывая дементоров, Роулинг опиралась на собственный опыт переживания депрессии, напоминая читателю, что самые страшные чудовища, с которыми предстоит столкнуться большинству из нас, обитают в нашем собственном внутреннем мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий