Антиутопии и подростковый бунт

Новые герои нового времени


Начало 2010-х годов отметилось настоящим бумом подростковых антиутопий. С многочисленных вампирских серий, толчок к популярности которым дали "Сумерки" Стефани Майер, внимание подростков переключилось на других героев и другие истории. Вместо тайного мира невероятной силы прямо под боком – зловещее будущее, со своими строгими правилами, а вместо героини, пассивно блуждающей в любовном треугольнике между вампиром и оборотнем, – революционерка с луком и стрелами, готовая убивать.


Young adult —  книги для юных взрослых, уже не подростков, еще не серьезных читателей, а тех, кто надолго застрял где-то посередине. Книги этого жанра сегодня не читают только ленивые. Кино активно поддержало новый жанр: наиболее популярные романы ложатся на стол продюсерам и мигом превращаются в успешные кинофраншизы. Экранизации книг – подростковых антиутопий идут одна за одной. От классики фантастики, "Игры Эндера" Орсона Карда, до "Дивергента" Вероники Рот. И вслед за этой модой все больше читателей-подростков обращаются к книгам… и остаются довольны. С их героями, сильными, решительными, приятно ассоциировать себя, а сложные решения, которые эти герои принимают, заставляют переживать особенно сильно.


"Голодные игры" стали особенно популярны после выхода одноименного фильма и породили множество вариаций на тему антиутопического будущего и подросткового бунта. Вот только теперь подростки восстают не против своих родителей или школы, а против целого мира, их протест заключается не в отказе носить школьную форму, а в категорическом неприятии всего миропорядка.
Новые героини и герои популярных подростковых книг больше не решают любовные проблемы. Вернее, решают, но эти линии, как правило, второстепенны, потому что некогда вздыхать о таинственной и зловещей природе парня-вампира, некогда тянуть и уж тем более никто не позволит долго мучиться томлением. Мир вокруг рушится – или стремится нахлынуть и смять тебя – или предлагает отречься от самого себя. Любовь? Да, куда же без нее. Но крови все-таки больше.


Примечательно, что главными героинями young adult романов почти всегда становятся молодые решительные девушки, способные взять жизнь за грудки и перевернуть мир с ног на голову. Почему-то активных героинь в классической литературе всегда было ничтожно мало в сравнении с героями. Наскрести кого-то можно: Бекки Шарп из «Ярмарки тщеславия» (хотя вряд ли вы выберете ее примером для подражания), Скарлетт О'Хара… и все. Интересно, что в детской литературе всегда все было наоборот. Тут любили девочек-борцов: от Пеппи Длинныйчулок до шпионки Гарриет, от Поллианны до Глазастика из «Убить пересмешника», от Алисы из Страны чудес до Дороти из страны Оз. Но что случается с этими активными героинями, когда они вырастают? В финале «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса все дети погибают в катастрофе поезда и таким образом отправляются в Нарнию навсегда. Выживает только Сьюзен. Она лишена Нарнии за то, что выросла, и нейлоновые чулки и мальчики ей теперь важнее, чем сказки. Великий писатель Льюис считал, что взрослым девочкам в волшебную страну вход закрыт. Авторов-мужчин девушки, кажется, пугали: их чулки, мальчики и вечеринки, их безобразная сексуальность, которая никак не притыкалась в художественный текст, конечно, если он не «Лолита». Тем не менее, именно в популярных жанрах впервые возникают сильные, активные, побеждающие девушки: в комиксе, детективе и, конечно, фэнтези. Лара Крофт, Дейенерис Таргариен, Китнисс Эвердин, Трис Прайор – это лишь капля в мире, где доминируют мужчины. Думаю, что галерея ярких, сильных и смелых героинь будет продолжена…

Еще один секрет популярности подростковых антиутопий кроется в том, что в описанных мирах легко узнать признаки современной реальности. В "Дивергенте" люди четко разделены на несколько фракций, система не терпит отклонений и чрезвычайно жестока к тем, кто разрушает строгую механику. В наше время в 16-17 лет подростку предлагают решить свою судьбу: готовиться к поступлению в тот или иной ВУЗ, изучать ту или иную специальность. Но ВУЗ можно сменить, как и род занятий. А в мире Вероники Рот в 16 лет ты выбираешь свою судьбу раз и навсегда. Кому, как не подростку, восстать против этой несправедливости?

Антиутопии Замятина, Хаксли, Платонова, Оруэлла – скорее почва для размышления опытных читателей. Новые антиутопии, такие как "Бегущий по Лабиринту" Джеймса Дэшнера, предназначены для подростков от четырнадцати до восемнадцати, для того возраста, когда нравоучения воспринимаются хуже всего, зато идеи, поданные динамично и ярко, впитываются невероятно легко. Что только не происходит с миром в этих книгах. Пробуждаются зомби, случаются невероятные климатические катастрофы; общество разделяется на касты, проводит опыты по удалению чувства любви… Что ни книга – то гонка на выживание: с одной страницы на другую, потом в следующий том, и в следующий…

Это истории о героях, которые учатся – стремительно учатся – быть взрослыми, принимать решения, отстаивать свои мысли, учитывать мысли и желания других, заботиться о слабых, будучи сильными.
Бунт подростков во всех этих книгах – не бессмысленный и беспощадный. Это форма поиска идентичности, такого важного поиска для юношей и девушек. "Я не такой как все" – это мантра многих подростков, которую они ощущают как непреложную истину. Но социум всегда диктует прямо противоположное: будьте одинаковы. Психологическое давление извне, актуальная тема взросления, внутренняя борьба в каждом подростке и увлекательный сюжет – все это близко и понятно читателю, на которого ориентируются авторы young adult. Даже самый мрачный мир его не отпугивает, потому что в этом мире именно он – парень или девушка с горящими глазами и пушкой в руке – становится воплощением надежды.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.