Писатели одной книги


Писателем одной книги чаще всего называют автора, известного только по одному произведению, в тени которого остается все остальное его творчество.
Литературные критики  характеризуют как писателя одной книги Эразма Роттердамского с его «Похвалой глупостям» и Эдмона Ростана с пьесой «Сирано де Бержерак ». Эдуард Лимонов даже называет автором одной книги  Владимира Набокова, автора романа «Лолита», полемически заявляя, что предыдущие девять книг Набокова - «обычные эмигрантские романы».
А ведь в действительности не так уж мало писателей, которые прославились благодаря одному литературному произведению. Строго говоря, конечно же, они что-то где-то писали и публиковали. Но известны это «что-то» исключительно специалистам и исследователям их творчества. А удачная, популярная вещь — всего одна.

1. Открывает наш список Маргарет Митчел и ее нетленка «Унесенные ветром». Миллионные тиражи, 70 переизданий, переводы на 37 языков, Пулитцеровская премия, фильм, получивший 8 Оскаров — совсем не плохо для автора всего лишь одного романа. Митчел была журналистом и не помышляла о карьере писательницы. Однако травма лодыжки сделала для нее невозможной репортерскую работу, и Маргарет начала делать некоторые отрывочные, практически бессистемные записи, которые по настоянию мужа затем в течение нескольких лет приводила в порядок и обрабатывала.


2. Следующим в нашем списке по праву числится Шота Руставели — автор главной грузинской поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Написанная в 12 веке, когда многие народы еще практически ходили в шкурах, поэма - синтез сложного метафорического сюжета, идейной ценности, афористичности, драматического накала и шестнадцатислогового стиха. Произведение Руставели часто сравнивают с «Фаустом» и «Гамлетом», но также и с народными эпосами.
Судьба самого автора очень запутана. Практически доподлинно известно, что царица Тамара была любовью всей его жизни. После ее смерти гонимый Руставели бежал в Иерусалим, где и умер. Сегодня именем Шота Руставели — автора всего лишь одного дошедшего до нас произведения - названы театры, улицы (в том числе главная улица Тбилиси), поселки, корабли и т.п.


3. Известный француз Франсуа Рабле жил в 16 веке. Человек своего времени, он занимался врачеванием, был бродячим монахом, археологом, натуралистом, и, конечно же, писателем-сатириком. Рабле создал всего лишь одно произведение, «Гаргантюа и Пантагрюэль», правда, в пяти книгах. Безусловно, этот человек обладал и смелостью, и чувством юмора. В книге высмеяны человеческие пороки, не сильно изменившиеся с 16 века, и именно по этой причине до сих пор «Гаргантюа и Пантагрюэль» издается во всем мире.


4. Александр Сергеевич Грибоедов всем нам известен со школьной скамьи благодаря единственной написанной им пьесе «Горе от ума». У Грибоедова имелся некоторый литературный опыт, вместе с другими авторами он писал небольшие литературные пародии и сатирические пьески. Все это не выходило за рамки любительства, сочинительства как хобби. Напомним, что Грибоедов служил дипломатом и профессиональным литератором не был. Ничто не предвещало, что из самодеятельных филологических упражнений родится такой шедевр, как «Горе от ума». А вот родился.



 5. Этель Войнич «Овод»



У писательницы еще в юности начался роман с революцией и с Россией. Она дружила с политиммигрантами, осевшими в Европе в 80-х годах XIX века, два года, очарованная большой и холодной страной, провела в Воронежской губернии. Вышла замуж за польского революционера Войнича, сбежавшего в Лондон из Сибири. Перевела на английский русских Лермонтова, Гоголя, Достоевского, всячески поддерживала борьбу с царским режимом. Напитавшись революционной романтикой, Этель Войнич написала роман, в котором главный герой носит кличку «Овод», в параллель прозвищу Сократа. Книга хорошо прошла в Англии и Америке, но совершенно невероятный успех ждал ее именно в России. Причем как царской, так и советской. Войнич прожила долгую жизнь, сочинила еще четыре романа, но помнят ее благодаря «Оводу».



6. Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»



Уникальная личность, один из главных национальных чешских брендов, Гашек по темпераменту не уступал Модильяни и Есенину: он рисковал жизнью, кутил, портил кровь родным и близким и совсем не думал о том, что попадет когда-нибудь в вечность. Деля время между пивными и многочисленными редакциями, где приходилось ради денег, что называется, гнать строку, Гашек не планировал — да и не имел такой возможности — превращаться в респектабельного литератора. Свой opus magnum он надиктовывал нанятому секретарю кусками, там, где мог — за кружкой пива, по дороге на работу. Ни одного слова в «Швейке» автор не написал в буквальном смысле — все было им наговорено, придумано набело на ходу. Гашек и книги-то готовой не видел. Не успел. Умер от болезней, вызванных излишествами. 


7. Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Сын писателя, Зюскинд изучал музыку и историю, работал клерком, «лабухом», но в итоге пошел по отцовским стопам. Сначала это была литературная поденщина — сценарии, газетные статьи, пока, наконец, в 1980-м Зюскинд не выстрелил короткой пьесой «Контрабас». «Парфюмер» стал его вторым текстом и дебютом в прозе, первым большим романом. В момент выхода книги, на которую у автора ушло несколько лет изучения тонкостей парфюмерного ремесла, а также исторических реалий, Зюскинду стукнуло 38 лет. Впрочем, лучше поздно, чем никогда: роман быстро получил статус одновременно и бестселлера, и классики современной литературы, разошелся невероятным для немецкого автора тиражом в 12 миллионов экземпляров (самая продаваемая после Ремарка книга, написанная на немецком!), сделав Зюскинда важной фигурой в европейской писательской системе. Самого автора шум вокруг себя сильно нервировал; в итоге Зюскинд ушел в тень, превратился в отшельника до такой степени, что даже точное место его проживания неизвестно. После «Парфюмера» опубликовал несколько рассказов и общий их сборник, короткую повесть, сочинил киносценарий.


8. Харпер Ли — американская писательница, автор культового романа «Убить пересмешника», за который она получила Пулитцеровскую премию. Суммарный тираж книги составляет более 30 млн. экземпляров, она входит в список лучших романов столетия. При этом в багаже Ли до «Пересмешника» - буквально парочка рассказов, названия которых вы нигде не найдете. В это время будущая писательница была скромной служащей авиакомпании, но мечтала посвятить себя литературной работе. После своего громкого дебюта Ли призналась, что ошарашенная таким успехом, просто не могла взяться ни за что другое.






Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.