"Рассказ служанки": пугающее будущее, которое может начаться уже завтра.
2017 год подарил нам довольно много действительно страшных сериалов и фильмов - одни экранизации произведений Стивена Кинга чего стоят. Но пугает ни клоун Пеннивайз, ни мистер Мерседес, ни даже зловещий туман, пожирающий все вокруг.
Пугает наше возможное и вполне себе реальное завтра, в котором монстрами могут стать наши же соседи по лестничной клетке, превращенные в тупую серую массу с вкраплением людей в красном, синем и черном.
Об этом отнюдь не прекрасном и жестоком далёко и рассказывает нам сериал «Рассказ служанки».
Роман-первоисточник Маргарет Этвуд вышел в 1985 году. Книга вошла в шорт-лист Букера и взяла Премию Артура Кларка (кстати, сам сериал взял 6 премий «Эмми»). Этвуд явно вдохновилась примером из жизни: Исламской революцией в Иране, захватом заложников и последовавшей войной.
Но особенную актуальность и роман, и сериал, и фильм (картина вышла в 1989 году, сценарий к ней написал будущий нобелевский лауреат Гарольд Пинтер) приобрели в наши дни.
«Рассказ служанки» написан в лучших традициях антиутопии. В стране Гилеад (бывшие США) власть захватывают военные и начинают насаждать «истинные христианские ценности». Хотя книга написана больше тридцати лет назад, в сериале события начинают разворачиваться в наши дни.
Неспособных родить объявляют неженщинами и высылают в лагеря, где они работают, например, на переработке токсичных отходов и быстро умирают. Те, кому повезло с фертильностью, называются служанками. У них нет никаких прав, кроме священной женской миссии. Им нельзя читать, носить одежду по своему выбору (только униформу – алый плащ и белый колпак). В дивном новом мире женщины не имеют права владеть собственностью, работать, любить, читать и писать. Они не могут бегать по утрам, устраивать пикники и вечеринки, им запрещено второй раз выходить замуж. Им оставлена лишь одна функция.
Переход к такому порядку вещей показан в сериале (и книге) пугающе реалистичным и возможным. В третьей серии есть флэшбек, где героиня вспоминает, как они с подругой отправились на утреннюю пробежку, а потом хотели выпить кофе в любимой кофейне. Но оплата по карте одной из них никак не проходит. Официант ведёт себя очень грубо. Подруги удивлены: «Ты серьёзно, парень? Наверное, это твой первый день на работе?» Они говорят то, что ответили бы на такое обращение большинство сегодняшних женщин.
Это выглядит так узнаваемо, что происходящее дальше воспринимается зрительницами тоже как возможное и заставляет холодеть от страха. Потому что выясняется, что оплата картой отклонена не случайно: банковские счета всех женщин в стране заморожены.
А в следующей сцене героиню увольняют с работы, потому что нанимать женщин становится противозаконным. Женщины больше не нуждаются в банковских счетах, рабочих местах и личной собственности. Их деньги будут переданы мужьям или ближайшим родственникам мужского пола. «Они не могут просто так взять и сделать это!» – недоверчиво усмехается героиня. Но «они» это делают: страна живёт по особому законодательству, вступившему в силу в связи с террористической угрозой.
Американцы (и особенно американки) усматривают мрачные параллели между происходящим в сериале и политическим курсом президента Трампа. Как далеко от выплаты детского пособия только женщине, имеющей мужа, до лишения женщины права иметь собственный банковский счёт? И поэтому так тревожно и злободневно смотрится экранизация старого романа Маргарет Этвуд, где вопросы сдачи завоеваний феминизма заострены до максимума.
Режиссёрами проекта стали Рид Морано и Майк Баркер, снимавший эпизоды «Фарго».
Сама автор книги, 77-летняя Маргарет Этвуд, стала продюсером-консультантом картины. В главной роли – Элизабет Мосс, известная по «Безумцам». Сериал получился очень тяжёлый, мрачный, если не сказать жуткий, но захватывающий и глубокий. Понятен и главный месседж: религиозная контрреволюция может отбросить даже свободную страну не то что на сотни, а на тысячи лет назад.
В литературном первоисточнике не было ни одного чернокожего персонажа, поскольку в романе говорится о том, что в США, на момент описываемых событий, стоит репрессивный теократический режим, и всех чернокожих считают «детьми Хама». Это отсылка к убеждению некоторых фундаменталистских христианских конфессий, что черные люди – это потомки сына Ноя, Хама, и на них лежит «проклятье Хама».
В романе черных людей насильно переселяют на север Среднего Запада. Продюсеры сериала решили опустить эту часть романа, чтобы на роли можно было взять чернокожих актеров. В романе также есть краткое объяснение факта отсутствия среди его героев евреев: правительство поставило их перед выбором – либо они принимают христианство, либо эмигрируют в Израиль. Тех, кто выбрал второе, погрузили на корабли, а затем выбросили за борт в открытом океане.
Премьера второго сезона ожидается в 2018 году
Коментарі
Дописати коментар