Объявлено убийство: лучшие экранизации Агаты Кристи
ВЫШЕДШЕЕ НЕДАВНО «УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ» КЕННЕТА БРАНЫ — лишь верхушка айсберга из надвигающихся на нас экранизаций детективов Агаты Кристи.
Спрос на её романы со стороны кино- и телепродюсеров, может, и не так велик, как на книги Стивена Кинга, однако своеобразный ренессанс налицо: только BBC в прошлом году дала старт семи экранизациям . Однако их премьеры — дело будущего, пока же неплохо было бы разобраться с тем, что уже выпущено.
Известно, что сама Агата Кристи экранизации своих книг терпеть не могла: «„Убийства по алфавиту“ мне смотреть не разрешили, — сообщала писательница имея в виду фильм 1965 года. — Друзья и издатели сказали мне, что агония [от просмотра] будет слишком сильной».
Эту нелюбовь задним числом легко объяснить: умершая в 1976 году, британка попросту не дожила до действительно удачных адаптаций. Не только тех, что буквально следовали написанному, но и тех, что за фасадом интриги в её произведениях разглядели что-то большее, чем развлекательную детективную шараду.
Сама Кристи не была лишена самоиронии, но её откровенно бесили попытки превратить истории в комедии с налётом ностальгии по старой доброй Англии. Королева детектива, напротив, была подчёркнуто современной писательницей. Она нарушила все формальные правила жанра (например, «виновными не должны оказаться все подозреваемые» или «рассказчик не должен быть убийцей») и чаще делала ставку не на дедукцию, а на психологизм, что роднит её с нынешними авторами криминальных триллеров куда больше, чем это представляют авторы фильмов и сериалов по её романам.
Преступников у Кристи выдают не столько следы ботинок или сигарный пепел, сколько случайные оговорки, на которые мало кто обращает внимание, кроме проницательной пенсионерки из Сент-Мэри-Мид или тщеславного экспата с чрезвычайно развитыми серыми клеточками. В конце концов, и постановки её пьесы «Мышеловка» идут в лондонском Вест-Энде уже более 60 лет не потому, что никто из аудитории не знает, кто и кого убил (хотя зрителей по традиции каждый раз просят не спойлерить сюжет после выхода из театра).
Присмотримся к пяти экранизациям Агаты Кристи, на которые стоит потратить время даже самым придирчивым поклонникам.
1. Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution, 1957)
Что подтвердила она сама, отправив режиссёру Билли Уайлдеру восторженную записку, в которой слово «понравилось» выделено двойным подчёркиванием. Снятый на излёте золотой эпохи нуара, фильм подрезал у неё лучшие приёмы: двойное сюжетное дно (вопрос не в том, кто виновен, а в том, кому придётся платить по счетам), патентованная femme fatale в лице Марлен Дитрих, взглядом прожигающей дыры на чёрно-белой плёнке, скупые напряжённые диалоги, в которых паузы сообщают больше, чем слова, и общая мрачность.
2. Смерть на Ниле (Death on Nile, 1978)
Люди из Голливуда, в свою очередь, радовались возможности натурных съёмок на Ближнем Востоке и в Северной Африке — помимо детективной интриги зритель заодно получал турпутёвку по экзотическим локациям.
«Смерть на Ниле» грешит фактическими неточностями, но пропитана гуманизмом, важным для произведений Кристи и часто ускользающим от тех, кто берётся её адаптировать. Героев разворачивающейся перед ним драмы Пуаро (Питер Устинов принял эстафету у Альберта Финни) читает как открытую книгу, к тому же не очень новую, и всё же находит в себе сочувствие.
3. Десять негритят, 1987
Провокационное философское размышление о правосудии и возмездии фильм с Зельдиным, Друбич и Кайдановским обставляет как сюрреалистический кошмар. Какой бы ни была нынешняя репутация Станислава Говорухина, эту работу точно можно занести ему в актив.
Книгу, из соображений политкорректности переименованную в «И никого не стало», адаптировали дюжину раз, но советскую версию многие поклонники творчества Кристи считают лучшей.
4. Пуаро Агаты Кристи: Убийство в Восточном экспрессе (Agatha Christie’s Poirot: Murder on the Orient Express, 2010)
Тем удивительнее, что авторы решили рискнуть и одним простым росчерком превратили избитый сюжет в злободневную драму о том, как «цивилизованное» общество не отказывает себе в возможности линчевать особо ненавидимого им субъекта — и в этом мало чем отличается от культур, где до сих пор в ходу публичное побивание камнями.
В этом крайне мрачном спектакле скверно выглядят все без исключения. В том числе и Пуаро Дэвида Суше, искренне негодующий от того, что взрослые люди так неуклюже пытаются водить его за нос.
5. Мисс Марпл Агаты Кристи: И, треснув, зеркало звенит (Agatha Christie’s Marple: The Mirror Crack’d from Side to Side, 2011)
Книга выдержала несколько экранизаций, в последней из них, кажется, наконец найден оптимальный баланс между пафосом и детективной интригой.
Вернемся к самой свежей киноадаптации знаменитого романа Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе».
В 1934 году знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) садится на фешенебельный поезд, который следует из Турции во Францию. Посреди ночи одного из пассажиров жестоко убивают. В то же время снежная лавина заваливает пути, и начальник поезда умоляет Пуаро, чтобы тот раскрыл преступление, пока никто из подозреваемых не может скрыться и пока в дело не вмешалась топорно работающая югославская полиция.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» – одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает, кто нанес жертве «Убийства» 12 ударов кинжалом, даже если не помнит всех обстоятельств дела.
С одной стороны, столь громкая слава романа привлекает внимание к любой его экранизации. С другой стороны, всеобщая известность развязки лишает постановки «Убийства» львиной доли их увлекательности. Вместо того чтобы воодушевленно гадать вместе с Пуаро, зрители ждут, когда сыщика осенит известная им разгадка.
Новая экранизация классического детективного романа впечатляет красивой картинкой и мощным актерским составом: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Джонни Депп, Мишель Пфайффер и Джуди Денч.
Помимо звездной труппы «Убийство» завлекает роскошными зимними пейзажами, не менее красивыми декорациями и костюмами, играми с точкой съемки (так, несколько сцен сняты с потолка) и несколькими короткими экшен-сценами, которые придают энергии чинной разговорной постановке. Кроме того, в фильме больше юмора и эмоций, чем обычно бывает в экранизациях Кристи.
Однако, сценарий - ОЧЕНЬ вольная интерпретация на тему классического детектива. В детективном кино все держится на мелких деталях и незначительных проговорках. В «Убийстве» каждая нестыковка бросается в глаза и ощущается как значимое фиаско. Но, по крайней мере, усы у главного героя эпичные. Это в фильме о Пуаро самое главное!
Коментарі
Дописати коментар