Знакомьтесь, трикстеры! Легендарные хитрецы
– И еще они ведут порочный образ жизни.
– Порочный образ жизни? Что это значит?
– Точно не знаю. Наверно, топчут чужие огороды и пьют пиво.
Туве Янссон «Мемуары папы Муми-тролля»
Кто сильнее — боги или герои? Любой из ответов будет неправильным. Потому что не надо забывать о трикстерах — самых смешных и самых опасных обитателях мира культуры. Трикстер, Лицедей, Шут: эти герои жили в сердцах людей все времена.
Ловкач, шутник и обманщик трикстер – персонаж сказок самых разных жанров. Он появляется в бытовых сказках и сказках о животных, в волшебных сказках и небылицах. И, появляясь, всегда оживляет действие, устраивая хаос, суету и беспорядки и зачастую становясь «двигателем» сюжета. Он – вечный нарушитель порядка и заноза в заднице. Но, даже делая всякие пакости, он сохраняет привлекательные черты, неизменно вызывающие симпатию читателей и зрителей.
В классических волшебных сказках трикстер всегда является Антигероем. Потому что сделать его Героем здесь нет никакой возможности. Уж очень строгие правила, а трикстер и правила – вещи несовместимые.
Но «сфера деятельности» трикстера сказочным антигеройством не ограничивается.
Наш неугомонный персонаж умудряется отметиться в кино и литературе, выступая в роли Чеширского Кота, Остапа Бендера, Карлсона, который живет на крыше, кота Бегемота, Коровьева, Гекельберри Финна, Маски, капитана Джека Воробья, Барта Симпсона, Розовой Пантеры и множества других героев.
Кроме того, он активно участвует в легендах и мифах всех народов мира. А еще – входит в пантеоны ведущих политеистических религий в образе древнегреческого Гермеса, скандинавского Локи и некоторых других богов.
Популярность трикстеров во всех народах и культурах вполне объяснима. Трикстер — это всегда триумф слабости над силой, успешная попытка обмануть жестокие законы жизни и логики. Трикстер — это попытка чахлого существа поверить в то, что при желании оно может стать царем вселенной, если как следует почешет в затылке. Неудивительно, что, в конце концов трикстер стал ассоциироваться с дьяволом — бессильным и проклятым слугой всемогущего бога, поверженным неудачником, который лишь ложью и обманом может хоть как-то противостоять своему сопернику и создателю.
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Мефистофель. Гете «Фауст»
Гермес
Ловили его, конечно, как без этого. Но до наказаний дело обычно не доходило – шустрый Гермес легко избегал открытых конфликтов и улаживал дело миром, прибегая к всевозможным уловкам. Еще и в выигрыше оставаться умудрялся.
Подрастая, малыш, как и положено приличным гражданам, набирался ума-разума, и с возрастом отошел от бессмысленного воровства, сохранив не только талант к обману, но и творческое начало.
Древнегреческий Гермес – бог торговли, ловкости, прибыли, разумности, обмана, плутовства, воровства и красноречия. Он дает богатство и доход в торговле, дарит удачу ворам, покровительствует глашатаям, послам, пастухам и путешественникам. А еще – магам, алхимикам и астрологам. В свободное от основной работы время бог-трикстер выступает в роли посредника и проводника, передавая смертным слова богов и провожая души умерших в царство Аида.
Хитрость, ловкость и умение нестандартно реагировать на обстоятельства обеспечивают Гермесу успешное выполнение еще одной постоянной миссии – помощника героев. Он выдает Персею меч для убийства Медузы, дарит Амфиону лиру, при помощи которой герой строит стены Фив и спасает Ареса от козней Алоадов.
Еще в детстве он изобрел способ получения огня вращением специальной палочки, придумал игру в кости (ну еще бы!) и гадание на костях.
В последующем он помог Мойрам составить алфавит, изобрел музыку, астрономию, меры, числа, искусство гимнастики и кулачного боя. И научил людей выращивать оливковые деревья. То есть, по полной программе выступил в роли творца и культурного героя.
В общем, благополучный получился трикстер у древних греков. Гармоничный. Не то, что скандинавский бог Локи.
Локи
Локи свободно превращается в животных, оборачиваясь тюленем, волком, пауком, лисой, вороной, лошадью, блохой, мухой, слепнем, лососем и птицей. У Локи две жены: «плохая» великанша Ангрбода и «хорошая» богиня Сигюн. Плохая жена рождает чудовищ, хорошая – нормальных детей. При этом чудовища живут и здравствуют, а судьба нормальных детей из-за папиных проделок оказалась незавидной.
Локи успел родить Хель, богиню царства мертвых, и таким образом создать смерть, Фенрира — волка, который однажды сожрет солнце и уничтожит наш мир, а еще гигантского змея Йормунганда, который тоже гад порядочный.
При этом Локи умудряется стать главным соблазнителем богинь, нарушая не только границы пола, но и границы чужого брачного ложа.
А в свободное от этих увлекательных занятий время бог-трикстер шастает через границу между мирами богов, великанов и нибелунгов, таская туда-сюда всякие полезные штучки, пакостя всем, кто попадется на пути и совершая разнообразные великие деяния.
Самые интересные из приключений этого скандинавского трикстера в «Мстителях» все равно никогда не покажут. Например, все знают, что у Одина — восьминогий конь по имени Слейпнир. Но почему-то в кино никогда не сообщают, что Слейпнира родил не кто иной, как Локи, превратившись в кобылицу и спарившись с лучшим в мире конем Свадильфари.
Шутки самого Локи тоже отличаются изящным юмором: в основном он любит обзывать непотребными словами богинь и дразнить всех этих Торов и Одинов за трусость, большие животы и пьянство.
Хитрый койот
В озерах водилась вкусная рыба, а в лесах — отличные ягоды. Койот посмотрел, как обитатели земли все это едят, и тоже испытал приступ аппетита. Сам он ничего добывать не умел, поэтому врал бобрам, сойкам и медведям всякие глупости («Смотри, медведь, сколько у тебя на животе сала! Взрежь себе брюхо да кушай». «Давай, сойка, зажарим твоих птенцов. Я их съем, а они у меня из пасти сразу большие и красивые вылетят»).
Так трикстер пожирал обитателей новой земли и их запасы. Но вскоре его настигла справедливая кара. Питаться-то он питался, но вот комплектация для этого занятия у него была неподходящей: под хвостом все было гладко-гладко... В конце концов раздулся койот до огромных размеров, живот болел у него страшно, он мог только кататься по траве и выть. А тут мимо воин проходил. С копьем. Трикстер взмолился, чтобы воин копьем сделал ему под хвостом дырку. Воин пожалел беднягу и ткнул копьем куда было сказано, за что тут же был погребен в горе навоза и задохнулся. А койот помчался прочь, издавая страшные громовые раскаты. Так что, детишки, когда вы слышите, что гремит гром, на самом деле это трикстер-койот все никак с последствиями обжорства справиться не может.
Да-да, а что еще оставалось делать бедным индейцам? Ни Штирлица, ни Петьки с Василием Ивановичем, ни даже Вовочки у них не было! Приходилось друг другу неприличные анекдоты про койота рассказывать.
Лисичка-сестричка
Животные-побратимы культурного трикстера – хитрая лиса из русских сказок и японская лисица-оборотень кицунэ, которая, кроме прочего, использует свои магические силы для злых шалостей, обманывая обычных людей.
Не случайно одного из самых известных мифологических трикстеров - Локи часто рисуют в образе лиса, хотя лисицы в длинном списке его превращений как раз не было.
Лиса — умное животное, имеющее немалый интерес к курятникам и проявляющее исключительную изобретательность в деле изъятия кур у законных владельцев. Неудивительно, что у множества народов лиса стала олицетворением хитрости, идеальным зверем-трикстером. Французский лис Ренар, немецкий Рейнеке-лис и Лиса Патрикеевна — классические примеры.
Шутки у всех рыжехвостых примерно похожи любовью к членовредительству на пустом месте («Мерзни, мерзни волчий хвост» и тому подобное). Интересным культурологическим моментом можно счесть тот факт, что если лисы-европейцы обычно то и дело попадают под суд, где обожженные, ослепленные и иным образом покалеченные звери свидетельствуют об их преступлениях, то в русских сказках Лиса Патрикеевна — лицо неподсудное за полным отсутствием этого юридического инструмента в дремучих славянских лесах.
Не случайно одного из самых известных мифологических трикстеров - Локи часто рисуют в образе лиса, хотя лисицы в длинном списке его превращений как раз не было.
Лиса — умное животное, имеющее немалый интерес к курятникам и проявляющее исключительную изобретательность в деле изъятия кур у законных владельцев. Неудивительно, что у множества народов лиса стала олицетворением хитрости, идеальным зверем-трикстером. Французский лис Ренар, немецкий Рейнеке-лис и Лиса Патрикеевна — классические примеры.
Шутки у всех рыжехвостых примерно похожи любовью к членовредительству на пустом месте («Мерзни, мерзни волчий хвост» и тому подобное). Интересным культурологическим моментом можно счесть тот факт, что если лисы-европейцы обычно то и дело попадают под суд, где обожженные, ослепленные и иным образом покалеченные звери свидетельствуют об их преступлениях, то в русских сказках Лиса Патрикеевна — лицо неподсудное за полным отсутствием этого юридического инструмента в дремучих славянских лесах.
Одиссей
Один из самых древних литературных трикстеров — легендарный царь Итаки славился и силой, и мужеством, но прежде всего — хитроумием. Его причисляют к трикстерам за любовь ко лжи и мошенничеству, к которым он, конечно, был склонен.
Но все его шутки рациональны. Вспомним, как он пытался улизнуть от войны с Троей, притворившись сумасшедшим. Как он обманул соратников, сделав вид, что первым коснулся земли Трои (по предсказанию, этот человек был обречен), но прыгнул при этом не на землю, а на собственный щит, так что роковую стрелу получил наивный воин, смело прыгнувший за ним.
Троянский конь — тоже не выдумка праздного ума. И все плутовство Одиссея во время его долгого странствия домой — это очень осмысленные, хоть и этически спорные действия. И тем не менее бродяга, странствующий по свету и обманывающих всех, встреченных на пути, формально годится в трикстеры.
Ходжа Насреддин
Но в оригинальных сказках и анекдотах он хулиганит с куда менее благостными целями. Ходжу, кстати, очень долго держали за персонаж скандальный, ибо видели в нем карикатуру на самого пророка Мохаммеда: Насреддин сплошь и рядом пародировал какие-то истории из Сунны и строчки из Корана.
И да, конечно, во множестве анекдотов рассказывается, как Ходже за его проделки оттяпали голову (удушили, утопили и повесили).
Но какого трикстера это когда останавливало?
Карлсон
Обожает злить и дурачить врагов, приводя их своими невинными, казалось бы, шутками до помешательства (домомучительницу) и паники (Филле и Рулле). Разыграть лучшего приятеля — тоже святое, особенно ради плюшек и тефтелек.
Ну и просто ради баловства. При этом — трагический флер неприкаянности, грустные игры ночью на губной гармошке и рисование очень одиноких петухов в минуты печального просветления.
— А что это за шаги такие на лестнице? —
спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
— А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
— А, ну-ну, — ответил на это Коровьев.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Уленшпигель
В то время как в оригинальных народных сюжетах бродяга-трикстер издевается над солдатами, монахами, вдовами и императорами вполне бесцельно. А прозвище свое — «Я ваше зеркало» — он получил благодаря знаменитому анекдоту-шванку. Суть его в следующем.
В городишко, где никогда не видели зеркал, хотя и слышали о них, явился Тиль, поставил палатку и обещал каждому желающему за медную монетку дать посмотреться в настоящее зеркало и «увидеть свой истинный лик». В палатке же доверчивых бюргеров поджидала рама от зеркала, из которой торчал голый зад трикстера.
Кстати, отражение бюргерам не понравилось, и Тиля за это повесили. Традиционный финал для большинства рассказов о нем. Но так как трикстеры бессмертны, эта маленькая неприятность не помешала ему безобразничать и дальше.
Остап Бендер
Трикстеры, сбегающие из мира мертвых, — сюжет древнейший и популярнейший. Сын турецкоподданного тоже мечтает сбежать из этого вывернутого наизнанку загробного царства и возродиться в новом мире в белых брюках и окружении мулаток.
Да, в финале он всегда проигрывает. Но зато оцените красоту игры! Как блистательно он проводит сражение за сражением! Хотя дракон ему попался первосортнейший, как непринужденно и ловко он крутит ему кисточки на хвосте!
И трикстер бы победил, непременно бы победил, если бы за правым плечом у него не стояла сама смерть — нелепая и зеленоусая, которую он безмятежно таскал за собой, не умея догадаться, что и над ним тоже могут пошутить.
И еще несколько хорошо всем известных Трикстеров:
- Чеширский кот у Кэрролла.
- Тирион Ланнистер у Джорджа Мартина в «Песни Льда и Пламени».
- «Стальная крыса» Гарри Гаррисона.
- И стоит особо отметить «трикстера поневоле» — мистера Бильбо Бэггинса у Толкина в «Хоббите».
- Назёмникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — трикстер-неудачник (всё время попадается).
- Явные трикстеры — близнецы Уизли.
- Да и группировка «Мародёры» — тоже из той же оперы
Несложно понять, почему нас так привлекает образ Героя.
Вопрос – почему для нас так притягателен образ трикстера, который мало того, что одобрением общества не пользуется, но еще и творит порой непойми что? Значит, мы видим за ужимками, смешками и полной независимостью, порой переходящей в обструкцию, что-то важное и нужное для себя?
Коментарі
Дописати коментар