«Американские боги»: зачем смотреть самую долгожданную экранизацию сезона

Первый сезон «Американских богов» завешен. Читавшие оригинальный роман ждали этого сериала очень долго — HBO обещал его еще в 2011-м, а книга вообще вышла в 2001-м. 


За прошедшие годы многое успело измениться — и сам Гейман, превратившийся из «сказочника» в одну из главных культовых фигур современной прозы. 


В первых сериях экранизации зрители еще могли спорить о мелочах, возмущаться отсутствием бороды у мистера Среды, современного воплощения скандинавского бога Одина, излишней темнокожестью главного героя Тени (в книге он «кровь с молоком») или тем, что славянские боги сами не могут произнести своих имен («Зориа Виэчиэрниаиа»). 

К финалу сезона стало понятно, что это совсем другая история, основательно переписанная самим Гейманом и шоураннером Брайаном Фуллером под нужды времени. Из фанфика по мифам и легендам мира «Американские боги» превратились в актуальное высказывание обо всем на свете. 


1. Об эмиграции.


Пожалуй, самое важное отличие 2017 года от 2001 — американцам снова приходится доказывать, что их страна строится на эмигрантах, что «мы все такие разные и все-таки мы вместе» ее главная сила. Когда Гейман только писал свой роман, это было для него фактом, не требующим доказательств. Его боги были символом американского разнообразия: вот она вся, скроенная из лоскутов, на которых найдется место и седобородому Одину, и весельчаку Ананси. Вставные новеллы «Прибытие в Америку», с которых в сериале открываются новые серии, служили, чтобы показать, как именно боги оказались в Америке и как быстро их здесь забыли. 


2. О религии.


Выбор богов у Геймана вообще-то довольно причудливый и не очень поддающийся логике. Почему-то скандинавские боги осели у него в Америке чуть ли не всем пантеоном, а прочие — по принципу, кто кому больше нравится. 

Если атеисту история «Американских богов» покажется забавной и занимательной, то человека верующего может и обидеть – как минимум, из-за зашкаливающего количества Иисусов и пренебрежительного к ним отношения.

Религия как культ если не высмеивается, то поддается нешуточной иронии или даже сатире. Авторам сериала удалось провести параллель между давними временами и современными, показать, что ничего не изменилось – просто кровопролитие в жертвоприношениях заменили на наличные.


3. О поисках смысла.


Жена Тени, ныне покойная Лора, томится от неприкаянности, дышит дихлофосом и вообще теряет радость жизни. Она — портрет современного человека в этом трещащем от разнообразия мире, ее ничего не радует, ей ничего не важно, и, в общем, ей самой не помешало бы немного богов. Для Лоры новый смысл обретается со смертью, в погоне за ускользающим и живым мужем. Но не для нее одной. Здесь всерьез хотят поговорить о том, чего нам всем не хватает.


4. О женщинах.


У Геймана в 2001-м женщины были только эпизодическими героинями, но сегодня так уже не бывает — и в итоге воскресшая Лора Мун из второстепенного героя превращается в главного. 

У нее здесь совсем другая роль, не такая, как в книге, где от нее требовалось только ходить и быть мертвой. Если ее муженек, Тень, просто безвольно шляется за своим работодателем, то Лора как раз активный персонаж в поисках своего собственного смысла. 

И, кто знает, может даже не счастливая монетка Сумасшедшего Суини, а любовь и поклонение мужа сделали из нее богиню, которая не может умереть. В любом случае, у нее единственной есть ясная цель и ясный характер, хотя ее линия и увела нас далеко от обещанной в самом начале войны богов.


5. О медиа и технологиях.


И тут в игру вступает один из главных персонажей – новая богиня Медиа в исполнении Джиллиан Андерсон. Первые же образы, в которых она появляется, захватывают –  Люсиль Болл из популярного телешоу «Я люблю Люси», иконы поп-культуры Дэвид Боуи и Мэрилин Монро, благочестивая леди из эпохи… до конца и не ясно, какой.

Медиа формирует образ идолопоклонничества, столь популярного в наше время. От того и образы ее чем дальше, тем более узнаваемые и привлекательные.

Одно из больших изменений сериала — мистер Мир, который в книге был явлением без лица и с очень знакомым для Тени голосом и чья настоящая сущность была бы гигантским спойлером к финалу, — обрел здесь лицо и свою собственную, довольно устрашающую личность. Под его руководством новые боги гораздо больше похожи на ту страшную силу, которой они сегодня являются.

Добавьте к этому Технобоя, который из толстого прыщавого мальчика романа превратился в подростка-вейпера, который подстраивается под тренды с бешеной скоростью и является собирательным символом интернет-аудитории, ее злобы и ненависти ко всему. Напоминает кого-то? То-то же.


6. О любви.


Эта история началась с любви Тени и Лоры Мун, которым так и не суждено было воссоединиться в нормальной обстановке. Чем дальше в лес, тем лучше Лора понимает, что единственное, из-за чего стоит жить, – это любовь. Точнее, ее любовь к Тени.

Сериал получился гораздо нежнее, чем книга. В нем в мертвую голема-жену вдыхает жизнь поцелуй любящего мужа. Гигантский лепрекон, в далеком прошлом трусливый царь, способен в припадке неожиданного прилива чувств пожертвовать своим главным артефактом — счастливой монетой. Похоже, главным вопросом сериала будет способность любви кого-нибудь спасти — а список претендентов на спасение очень и очень длинный.

«Американские боги» не обязаны слепо следовать оригиналу, потому что это вообще не столько сериал, сколько фанфик. Ведь сам Гейман тоже писал фанфик. Его сила не в том, чтобы пересказывать старые сказки на новый лад, а в том, что он так сильно возлюбил всех этих Одинов и Анубисов, что просто позволил им жить дальше в обстоятельствах, которые им никак не годны. 

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.