вторник, 21 февраля 2017 г.

Читай и смотри: «Бойцовский клуб»


Легендарная экранизация книги, поставившей диагноз XX веку


Чак Паланик, 34-летний автомеханик из Портленда, штат Орегон, взялся писать "Бойцовский клуб" как вызов на бой американским издателям - после того, как его первый роман, "Невидимые монстры", был дружно отклонен. 


Издатели купились. "Бойцовский клуб" стал одним из главных американских бестселлеров 90-х. А культовый режиссер Дэвид Финчер снял по роману культовое кино с Брэдом Питтом. 



Даже если вам ни разу не доводилось читать или смотреть «Бойцовский клуб» вы, скорее всего, сделаете вид, что знакомы с романом Чака Паланика, или хотя бы видели его экранизацию. 

«Бойцовский клуб» Чака Паланика сегодня, спустя почти два десятка лет по написании и после экранизации девяносто девятого, как-то даже неудобно пересказывать. В двух словах повествование идёт о подпольных кулачных боях, мыловарении и мании всепоглощающего регрессорства. Роман из литературного давно превратился в явление контркультурное. 

Книга Паланика вышла в 1996 году, почти сразу же странный сюжет, придуманный писателем, привлек внимание кинопродюсеров, права на экранизацию были выкуплены еще до публикации итоговой версии «Бойцовского клуба», а через 3 года на больших экранах появился фильм с Эдвардом Нортоном, Брэдом Питтом и Хеленой Бонем Картер в главных ролях.

Съемки картины проходили в Лос-Анджелесе, в основном ночью, для дневных сцен подбирали затенённые локации, так что картина выдержана в болотно-зеленых и синих тонах, с яркими вкраплениями кислотных (желтых и коричневых) красок. Оператор фильма, Джефф Кроненвет старался максимально разгрузить задний план для того, чтобы ни что не отвлекала зрителей от основного действия.

Максимализм, позитивное восприятие насилия и отрицание «взрослого» образа жизни: все это привело к тому, что «Бойцовский клуб» стал любимым фильмом подростков и молодых людей по всему миру. Взрослые же увидели в нем вариацию «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» на которую наслоились фрейдовские концепции об Эдиповом комплексе и бессознательном Оно. Среди психологов есть и те, кто называет фильм конспектом фрейдовского трактата «Недовольство культурой».

В фильме жёстко критикуется консьюмеризм (т.е. потребительство), неслучайно скорость распространения по стране бойцовских клубов напоминает о том, как быстро в городах появляются «макдональдсы» и «старбаксы»: в начальных кадрах Рассказчик упоминает о корпорациях, в заключительных сценах — путешествует по стране, где находит уже упомянутые клубы.

«Мы созданы быть охотниками, а живём в мире шоппинга. Некого убивать, не с чем бороться, нечего преодолевать и исследовать. И в таком выхолощенном обществе рождается этот всечеловек... Он пытался делать всё, чему его учили, пытался приспособиться к этому миру, став тем, кем он не является», — считает Финчер.

«Бойцовский клуб» получился настолько универсальным, что и приверженцы, и критики самых ярких философских теорий и концепций XX века находят здесь отражение того или иного течения. 

Фильм обвиняли в фашистских подтекстах и в преклонении перед феминизмом (мотив несостоятельности мужчин в обществе, в котором женщины больше от них не зависят).

Для самого Чака Паланика, который, кстати, признал, что концовка фильма получилась удачнее, чем концовка его книги, «Бойцовский клуб» — это памятник концу века, эпохи, в которой эпидемия СПИДа стала повседневной реальностью, и поколению, для которого секс и смерть оказались почти синонимичным. Что касается режиссёра Дэвида Финчера, то он уверен, что эта история ставит лишь диагноз обществу, но не способна прописать нужный курс лечения.

Своеобразный манифест «сердитых молодых людей» нашего времени... Это — самая потрясающая и самая скандальная книга 1990-х. Книга, в которой устами Чака Паланика заговорило не просто «поколение икс», но — «поколение икс» уже озлобленное, уже растерявшее свои последние иллюзии. Вы смотрели фильм «Бойцовский клуб»? Тогда — читайте книгу, по которой он был снят! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий