вторник, 16 июня 2015 г.

Писатель Generation „П“: Пелевин великий и ужасный

Самый выдающийся писатель современности — безусловно, Виктор Пелевин, потому что он пишет для нашего с вами поколения. Основная идейная платформа его творчества — дзен и связанные с ним эзотерические и мифологические подтексты с одной стороны, и масскульт, реклама, потребительство, манипуляции сознанием обывателя — с другой.  Стиль пелевинской прозы - это безудержная фантазия, чувство юмора, отсылки к Востоку и классическим произведениям русской литературы — к Достоевскому, Толстому, Булгакову.

Я считаю, что каждый должен обязательно прочесть хотя бы три его книги: например, «Чапаев и пустота», «Generation «П» и «Омон Ра». А лучше пять...


Ранний роман Виктора Пелевина «Омон Ра»(1991) — это полупародия на воспитательные советские романы, рассказывающая о первых полетах в космос. Но посвящена она не Юрию Гагарину, который, взлетая, говорил в видеокамеру: «Можно ли мечтать о большем?». Виктор Пелевин раскрывает правду о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли, и, по мнению критиков, подразумевает под космосом нечто большее, чем мы привыкли: он критикует всю тоталитарную систему в целом.
Главный герой Омон Кривомазов с самого детства мечтал о небе и после летного училища попал в отряд космонавтов, готовящихся к полету на луну. Но он показывает нам, что мира и свободы на земле не достичь. «Омон Ра» содержит в себе элементы антиутопия и фантастики, «скрытые тайны советской космонавтики», а также имеет непредсказуемый сюжет и глубокий смысл.


«Не важно, куда глядишь — важно то, что ты при этом видишь».



О своем романе «Чапаев и Пустота», вышедшем еще в 1996 году, сам Виктор Пелевин говорит как о «первом произведении в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Но на деле все иначе: сюжет книги посвящен эпохе Гражданской войны, а точнее, судьбе поэта-декадента по имени Петр Пустота. Главный герой служит комиссаром в дивизии Чапаева в 1919 году, а также, как и всегда у Пелевина, существует в виртуальном пространстве, где с ним встречаются Кавабата, Шварценеггер, «просто Мария» и другие персонажи… 

«
Телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.»

 

Ставший культовым в молодежной среде, роман «Generation «П»(1999) посвящен явлению, проникшему во все поры нашей повседневной жизни, — рекламе», — говорится в аннотации популярного постмодернистского романа Виктора Пелевина, который впоследствии был экранизирован режиссером Виктором Гинзбургом.
В книге описана история Вавилена Татарского, интеллигентного юноши, который придумывает рекламные слоганы. Герой романа полагает, что ему известна подлинная цена рекламы — ведь именно он ее создает — но это совсем не так. Ему и в страшном сне не может привидеться истинная сила джинна, выпущенного им из бутылки. Возможно, этот рекламный «апокалипсис» и был вложен Виктором Пелевиным в красноречивую букву «П», значение которой, по словам критиков, нам предлагают придумать самостоятельно.


«
Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России.»

 

«Священная книга оборотня» (2004)  еще один роман о повседневности и сверхчеловеках, балансирующий на тонкой грани треша – Лиса-оборотень, практикующая гипноз и полковник ФСБ (естественно оборотень еще тот!)  - это уже о России, в завуалированной форме несущий посыл – великая и неуправляемая страна еще покажет всем крантец. Что тут сказать, романы Пелевина похожи на кочан капусты, где за зубодробительными сюжетами открываются новые и новые пласты смысла и рефлексий героев.
И не смотря на всю, доходящую до абсурда,  пелевинскую фантастику и яростную критику литераторов, его книги будут читаться и переосмысляться современниками.

«Ценность книги определяется не тем, сколько человек ее прочтет.У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. Но именно из-за этого усилия и рождается эстетический эффект. Литературный фаст-фуд никогда не подарит тебе ничего подобного.»
 


Роман «Ампир V». По́весть о настоя́щем сверхчелове́ке (2006) захватывает целиком, окутывает настолько убедительно ореолом мистики, что переживаешь за героя по-настоящему, тем более, что он такой же простой парень (как впрочем большинство героев Пелевина) волею случая оказавшийся в самой изнанке реального мира. На крутых поворотах сюжета романы Пелевина буквально выносят мозг. Ведь что во всех его книгах активно обыгрываются философские концепции мира, моменты буддистских практик и так любимое автором нейролингвистическое программирование. К тому же автором выделено несколько факторов, которые в чистом виде «делают» наш современный мир: «гламур», «дискурс», «баблос», законы их взаимодействия и роль личности в среде активного потребления.
 

«Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брэндом, экспертом и новостью. Вот для этого и существуют отхожие места души, то есть интернет-блоги. Ведение блога - защитный рефлекс изувеченной психики, которую бесконечно рвет гламуром и дискурсом.»

Есть что-то по настоящему мистическое и завораживающее в его романах. К тому же автор – одна из загадочных и притягательных фигур литпроцесса, о его жизни поклонники могут узнать ничтожно мало. Ничтожно мало для такого популярного и стильного писателя современности.

2 комментария:

  1. Все фанаты теорий заговора знают, что Пелевина не существует. Все книги за него пишут писатели Покровский, Егазаров, Ляпунов, Емелин, Вавилов, Иванников и Новицкий. Но стоит повнимательнее приглядеться к фамилиям… )))))

    ОтветитьУдалить
  2. Многими Пелевин воспринимается как компьютерный призрак. Андрей Вознесенский: «Пелевин - это пеленки компьютерного подсознания». Сам Виктор Пелевин так отозвался о высказывании А. Вознесенского: «Он разложил мою фамилию на две составляющие «Пеле» и «вин», получились пеленки и Виндоуз. Пеленки я еще могу простить, все шестидесятники вышли из набоковской Лолиты. Но вот второй части этого каламбура я принять не могу. Порядочного человека нельзя оскорбить сильнее, чем связав его имя с операционной системой». (Б. Войцеховский. «Оргазмы человека и государства совпадают». Интервью с В. Пелевиным).

    ОтветитьУдалить