понедельник, 4 августа 2014 г.

Лучшие экранизации великого фантаста

Имя Рэя Брэдбери знакомо практически каждому любителю фантастики и в США, и в Европе и на территории бывшего постсоветского пространства. Вместе с такими мэтрами как Азимов и Шекли, Брэдбери входил в число самых переводимых зарубежных фантастов. Первый рассказ Брэдбери опубликовал в 1938 году, когда ему было 18 лет, последний — в 2011-м. За долгую жизнь он написал фантастическое количество чудесных и ужасных рассказов и несколько романов, не исчезающих из списков «обязательных к прочтению». Учитывая грандиозный объем творчества Рэя Брэдбери, можно предположить, что на основе его книг было снято немало успешных фильмов. Но нет! Фильмов было довольно много, но успешными и действительно признанными, есть буквально единичные ленты. И причин этому множество, но главная, наверно, заключается в том, что достойно переложить на язык большого экрана многоуровневые миры Брэдбери удавалось только настоящим профессионалам от кинематографа. Наверно поэтому лучшие киноадаптации Брэдбери были сделаны... советскими кинематографистами. Американские режиссеры снимали, по большому счету, слабее фильмы («И грянул гром»), поэтому уже довольно много лет никто в Голливуде не отваживается еще раз переосмыслить творчество великого фантаста. Но, возможно, нам когда-нибудь все-таки покажут «Марсианские хроники»?.. Мы предлагаем вам вспомнить лучшие экранизации произведений писателя, а заодно и сами произведения. Те, которые благодаря кинематографу, можно не только прочитать, но и увидеть.

«451 градус по Фаренгейту»
Год выпуска: 1966.
Режиссер: Франсуа Трюффо.
В ролях: Оскар Вернер, Джули Кристи, Сирил Кьюсак.
Мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнеметчиков, а интерес к книгам и их хранение преследуются по закону. Сержант Гай Монтэг слепо выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой заставляет его переосмыслить свою жизнь. Он становится инакомыслящим — отщепенцем в тоталитарном обществе, читающем только комиксы. Вероятно, это лучшая экранизация классического романа великого фантаста. Точнее будет сказать — лучшая киноадаптация из всех возможных, т.к. и этот фильм не лишен недостатков. Тем не менее, профессионализм великого французского режиссера Франсуа Трюффо дает о себе знать — у него получилось адаптировать Брэдбери максимально близко к первоисточнику, при этом добавив в повествование своих мыслей и своих оценок. Трюффо с каким-то садистским упоением показывает длинные сцены сжигания книг, но смотрится это отнюдь не фальшиво — огнем режиссер показывает суть этого страшного будущего, в котором не осталось почти ничего человеческого. Любопытно, что много лет спустя (в 2002-м году) режиссер Курт Уиммер снял фильм «Эквилибриум» с Кристианом Бэйлом в главной роли — этот экшн-триллер во многом пересекатся с тематикой книги Брэдбери и фильма Трюффо.

«Вельд»
Год выпуска: 1987.
Режиссер: Назим Туляходжаев.
В ролях: Юрий Беляев, Нелли Пшенная, Георгий Гегечкори.
Дети получают от родителей в подарок электронную игру. С помощью огромных телеэкранов Питер и Вэнди днями пропадают в южно-африканской степи и с восторгом наблюдают за тем, как львы пожирают антилоп. А между тем вне дома происходят странные события: в городе растет атмосфера неприязни, появляются призраки умерших и воспоминания их близких, материализуясь, лишают покоя горожан… «Вельд» традиционный советский фильм-ужасов — визуально снято плохо и дешево, зато очень сильно в плане режиссуры и актерской игры. Это фильм-притча, даже новелла, которая несет в себе сразу несколько произведений Брэдбери — собственно «Вельд», «Дракон», «Корпорация "Марионетки"», «Пешеход», глава «Марсианин» из «Марсианских хроник» и эпизод смерти полковника Фрилея из «Вина из одуванчиков». Получилось сумбурно, мрачно и местами загадочно поэтому трудно понять, зачем режиссеру понадобилось сплетать воедино сразу так много сюжетов. Настроением лента пересекается с куда более известными советскими фантастическими фильмами «День гнева» и «Посредник», однако «Вельд» содержит в себе куда больший философский и сюрреалистический подтекст.

«Вино из одуванчиков»
Год выпуска: 1997.
Режиссер: Игорь Апасян.
В ролях: Андрей Новиков, Сергей Кузнецов, Вера Васильева.
Лето. Жара. Сад, полный одуванчиков. Их собирают и делают из них отличное вино… Гениальный изобретатель создает машину счастья… Бывалый полковник своими рассказами переносит мальчишек в неведомый им мир или он сам перемещается на машине времени своей памяти. Три летних месяца и три истории, с удивительной точностью и тактом перенесенные на экран из волшебного мира великого фантаста Рея Брэдбери. «Вино из одуванчиков» вероятно, самая трогательная, по хорошему «детская» экранизация Брэдбери. Замечательный актерский состав (в фильме задействованы чуть ли не лучшие советские актеры) и очень легкая, «воздушная» режиссура превратили этот фильм в своеобразный привет из детства каждому взрослому человеку. К сожалению, лента имела очень непростую судьбу — ее снимали семь лет, за это время российский кинематограф развалился, а исполнитель одной из главных ролей — замечательный актер Иннокентий Смоктуновский — скончался. Поэтому режиссеру не удалось реализовать все им задуманное. Но все равно фильм получился, хотя он не слишком «детский», скорее он выглядит как напоминание о том, что экранизировать книги Брэдбери не просто можно, но и нужно.

«Доминус»
Год выпуска: 1990.
Режиссеры: Александр Хван, Марина Цурцумия.
В ролях: Виктор Евграфов, Елена Евсеенко, Наталья Коренченко.
Это киноальманах, состоящий из двух историй, снятых по мотивам рассказов Рэя Брэдбери. Первая  «Хозяин» (по рассказу Брэдбери «Коса») — притча о человеке, труд которого приносит горе другим людям. Человек просто косит траву, а где-то миллионы людей гибнут под бомбежками и в концлагерях, таким образом перед героем по существу стоит дилемма: спасать своих детей от голода или убивать ни в чем неповинных людей. Вторая история «Чертово колесо», которое крутится, но крутится не так как обычно, а назад, и вот с каждым оборотом хозяин аттракциона теряет год жизни, превращаясь в мальчишку, который может проникнуть туда, куда не пустят взрослого… «Доминус» фильм, который могли снять еще в советские годы, но в итоге он был сделан уже на разломе эпох. Кажется, что в нем поразительно много отвратительных коммунистических идей, однако это ощущение обманчиво. На самом деле это сугубо жанровое кино, которое показывает нам Брэдбери-критика, даже Брэдбери-диктатора. Многим кажется, что это одни из самых пессимистичных произведений фантаста. В этих двух рассказах есть неприятие фантаста реалий нового мира, Брэдбери не хочет принимать его законы и его правила. Поэтому, устами своих героев и их поступками он пытается что-то исправить, пусть нелогично, кардинально и грубо, но все-таки исправить. И снова проскакивает тема детства, которое, судя по всему, было у фантаста действительно счастливым и безмятежным.

«Четвертая планета»
Год выпуска: 1995.
Режиссер: Дмитрий Астрахан.
В ролях: Даниэль Маквикар, Анатолий Котенев, Юрий Орлов.
Космическая экспедиция в составе трех человек прибывает на Марс. К удивлению космонавтов, на красной планете обнаруживается небольшой советский городок. Вскоре оказывается, что путешественники попали в собственное прошлое… Постепенно они понимают, что вокруг них существует «мыслящее поле», исполняющее желания. Командир решает остаться, чтобы иметь возможность спасти девушку, которую любил, и которую убили ровно 20 лет назад. «Четвертая планета»почему-то считается, что знаменитые «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери были исключительно позитивным циклом рассказов о Красной планете. Это не так. Точнее, не совсем так. В этот период своего творчества Брэдбери творил скорее мрачные, нежели оптимистичные, вещи. Дмитрий Астрахан, прославившийся в 90-е целой серией романтических поделок, неожиданно для всех решил попробовать себя в фантастике, взяв для этой святой цели более чем известный сюжет из «Марсианских хроник». Получилось не очень, хотя Астрахан и старался. В его версии Марс хоть и враждебен землянам, но не пугает, не оставляет ощущения безнадежности. Это не «Солярис» Тарковского с его «невыносимой легкостью бытия». Русские поклонники Брэдбери этот фильм хоть и приняли, но при этом не преминули заметить, что такие фильмы должен делать все-таки другой режиссер.

«Тринадцатый апостол»
Год выпуска: 1987.
Режиссер: Сурен Бабаян.
В ролях: Юозас Будрайтис, Андрей Болтнев, Армен Джигарханян.
Экипаж космической экспедиции погиб при загадочных обстоятельствах. Через 15 лет инспектор расследует причины закрытия перспективной планеты. Для этого он навещает единственного оставшегося в живых члена экипажа — капитана Амоса, который теперь живет в приюте для отставных астронавтов. В отчете он обосновал запрет на дальнейшее исследование этой планеты. Выясняется, что жители планеты приняли образ умерших родственников членов экипажа, чтобы внушить мысль о том, что здесь необходим карантинный режим. Мало того, с капитаном возвращается некое существо («апостол»), который вселяется в Авессалома. Этот необычный фильм был построен на своеобразных ощущениях от прочитанного — режиссер делится своими ощущениями, и, конечно же, признается в любви к писателю. В фильме обыгрываются сюжеты нескольких  глав из легендарных «Марсианских хроник»: «Третья экспедиция», «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…» и «Марсианин». Соответственно, получился очень тяжелый и мрачный арт-хаусный триллер с, к сожалению, не в меру религиозными рассуждениями. Тем не менее, поклонникам Брэдбери его мрачного литературного периода эта лента, безусловно, может быть интересна. К сожалению, найти этот фильм сейчас даже в Интернете очень непросто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий