«Игра престолов». Исторические параллели – Бабьи царства
Я всегда интересовалась европейской историей, поэтому все время по ходу сюжета невольно сравнивала вымышленные события в придуманном мире сериала с имевшими место в реальности, в нашей собственной истории.
Не уверенна, что Джордж Мартин всегда тщательно выискивал исторические аналогии, создавая очередного героя и его легенду, он просто написали классную историю, но ничто не мешает нам выискивать такие аналогии.
Уже неоднократно пережевывалась тема скрытого и явного феминизма в сериале. Женщины в нем как одна (кроме Сансы) – амбициозные, сильные, доминантные, все основное действие в сериале генерируется именно ими. Большинство же мужчин, имеющих существенный вес в сюжете – либо кастраты, либо карлики, либо с инвалидностью (физической, но чаще психической). Как только мужеская особь начинает проявлять хоть какие-то признаки активности, автор ее тут-же (ну или через пару-тройку серий), изощренно и кроваво убивает или калечит. Джон Сноу не в счет – он малахольный эльф и вообще мессия.
В конце 6 сезона сложилась интересная ситуация – почти всех мужиков перебили, амбиционные дамы (кроме Сансы) перестали делать вид, что они удовлетворены своим местом на женской половине, и у нас нарисовались аж пять правительниц: Дейенерис, Серсея, Эллария, старая лиса Оллена Тирелл и Яра Грейджой. И еще в косматой орде северян имеется какой-то самонадеянный ребенок женского пола, однако все эти очень гордые, но довольно задрипанные северные дома пока на зрителя особого впечатления не произвели.
Когда столько женщин сразу возглавляют хоть что-нибудь, даже у таких вечных потерпевших, как Санса, появляется нехороший огонек в глазах.
В реальной истории человечества отчасти похожая ситуация складывалась не единожды. Периоды, когда женщины фактически правили Европой, были несколько раз: и в XVI веке, и в XVII и даже слегка в XVIII.
XVI век. С периода 1558 года по 1560 в Европе правили одновременно три королевы – одна полноценная и две регентши.
Франция. Екатерина Медичи - королева-регент при одном сыне (Франциск, 1558-1559), а потом и втором (Карл IX – 1559-1565). Коварная и властолюбивая, она заслужила у современников прозвище «Черная королева» отнюдь не только из-за постоянно носимого ею траура по погибшему супругу – Екатерина была одним из авторов «Варфоломеевской ночи».
Шотландия.
Мария де Гиз – королева-регент при своей дочери Марии Стюарт в 1554-1560 годах.
Мария изрядно попортила кровь британским королевам, активно водя дружбу с Францией против Англии; имели место и открытые вооруженные конфликты.
Ее регентство закончилось почти одновременно с жизнью – Мария де Гиз внезапно умерла в возрасте 44 лет. Поговаривали, что ее отравили англичане.
Еще одна регентша правила немногим ранее описанного периода – в 1533-1538. Речь идет о Елене Глинской, матери царя Ивана Грозного. В чем-то ее можно сравнить с Серсеей: ходили слухи, что ее муж, великий князь Василий Третий, был бездетен, хоть сам он обвинял в бездетности первую жену, Соломонию Сабурову, и даже насильно упек ее под этим предлогом в монастырь.
Вторая жена, молодая и крепкая телосложением Елена, родила первенца только на пятый год брака. Шептались, что реальным отцом будущего Упыря Васильевича Грозного был фаворит Глинской князь Иван Фёдорович Овчина Телепнев-Оболенский. Его особое положение при княжьей жене косвенно подтверждалось и его наглым поведением – совсем как Джейме Ланнистер.
Чтобы оградить фаворита от нападок, Елена заморила в тюрьме родного дядю, а заодно и двух братьев покойного мужа – ведь у них было не меньше прав на престол, чем у ее сына, тем более, если бы удалось доказать, что он бастард. Это тяжкое подозрение всю жизнь преследовало потом и самого Ивана Грозного, и поэтому он просто перебил всех Рюриковичей в приделах досягаемости. Насчет сплетен - могли быть и поклёпы с наговорами: Елена была чужестранкой (литовкой) и иноверкой, ее ненавидели все - и простой народ, и придворные (как и Серсею).
Роксолана-Хюррем. Если говорить не о правительницах, а просто о влиятельных женщинах, которые пусть не явно, но весьма уверенно оказывали влияние на политику того времени, стоит еще вспомнить Роксолану-Хюррем, выскочку из славянских наложниц, совершившую небывалое – ставшую официальной (и горячо любимой!) женой турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Первой женой она была с 1534 по 1558 год, до самой своей смерти, и вызывала изумление и недовольство современников тем, что частенько вмешивалась в дела не только династические, но и политические. Как Дейнерис среди дотракийцев.
Судьба Елизаветы Первой где-то пересекается с возвышением Дейнерис: в раннем детстве у нее убили мать, терпела долгие обиды и притеснения, юность провела в изгнании и даже какое-то время в заточении, но со временем преодолела все трудности и возвысилась до небывалых высот.
Как и Дейнерис, она окружала себя мудрыми советниками, но при этом давала себе волю взбрыкивать и поступать по своему усмотрению (и нередко всем наперекор), когда считала нужным.
Как и Бурерожденная, отказалась от мужчины и телесных услад во имя своего высшего предназначения и главной миссии. Вот только с флотом у кхалиси пока лажа – профукала она свои корабли, в отличие от Елизаветы, неожиданно для всех разбившей в свое время Непобедимую армаду испанцев; правда, ей в этом помогла очаровательная английская погода, а не драконы (и не известно, что хуже).
Если и дальше проводить параллели, нельзя не отметить, что жизнь Екатерины Медичи вполне тянет на полновесную экранизацию, многое в ней напоминает события «Престолов…».
Как Серсея, она в молодости любила своего мужа-короля, но была отвергнута им ради другой (у Генриха многие годы была официальная фаворитка Диана Пуатье, с которой он сошелся совсем юным).
Как Серсея она тоже похоронила молодыми нескольких своих детей. По иронии судьбы до преклонных лет дожила единственная ее дочь, нелюбимая бесплодная Маргарита, знаменитая королева Марго.
События Красной свадьбы смахивают на Варфоломеевскую ночь – гугенотов заманили на празднование свадьбы их принца Генриха Наваррского и Маргариты Валуа и всех перебили.
Забавно, что Генрих пережил всех детей Екатерины Медичи и в конечном итоге стал королем Франции. Поведение молодого Генриха смахивает на тактику Сансы – он тоже вынужден был проявлять необыкновенную гибкость и изворотливость, так как долгое время был заложником в стане врагов; за свою жизнь он только веру несколько раз менял туда-сюда.
На самом деле прототипом событий книги и сериала были другие события – это эпизоды из истории Шотландии, когда представителей крупных кланов вырезали на пирах, куда их перед этим мирно приглашали (речь идет о «Черном ужине» и «Резне при Глен-Клоу»).
В старости Екатерина немного напоминала Оленну – тоже во все лезла, носила дурацкие шапки, «строила» домашних и обожала яды.
XVII век.
Франция. Регентство Анны Австрийской при ее сыне Людовике XIV. Официально оно было не очень долгим: 1643-1651 год, но фактически во время признания Людовика королем ему было 13 лет и его мать еще долго правила – она входила в королевский совет, а фактически возглавляла его на пару с кардиналом Мазарини вплоть до 1661 – до смерти последнего.
Стоит упомянуть еще одну правительницу, правда, она была чуть позднее – царевна Софья, регент при малолетних царях Петре и Иване (1682-89). По тем временам она была неплохо образована и невероятно прогрессивна, как для своего окружения, привечала иностранцев и владела языками, но ее сгубило ее яростное честолюбие – она вполне бы могла вести вполне комфортную (но, конечно, скучную) жизнь при подросшем Петре, но это ее не устраивало. Закончилось заточением в довольно строгих условиях и скорой смертью в монастырской изоляции.
Царевна была девушка вполне в духе "Игры престолов". У Софьи тоже есть кое-что от Серсеи – она буквально за уши тащила наверх своего фаворита, князя Василия Голиицына, а тот при всем своем уме и обаянии не имел особых талантов – прямо как Джейме.
Узурпаторские настроения Софьи по отношению к законным наследникам смахивают на претензии на трон Серсеи – она тоже игнорировала родных братьев погибшего мужа и даже собственных сыновей. Впрочем, в этом плане для нее все пока идет удачно, в отличии от Софьи.
Еще одна довольно заметная женщина XVII века – мадам де Ментенон, вторая, морганатическая супруга короля Людовика XIV (1683-1715). Бедный Луи, бабы им вертели, как хотели: в начале правления – мамаша, в конце – жена.
Франсуаза де Ментенон поначалу казалась всем серой мышкой, пролезшей в королевский дворец из прокуренных кабаков, однако ее влияние на стареющего короля было огромным: она заразила его религиозным фанатичным благочестием и за 32 года их брака превратила Версаль почти в монастырь.
Вместо балов и маскарадов придворные, обрядившись в серо-черное, читали библию и молились. Говорили, что жене короля удалось самый блистательный двор Европы преобразить в наискучнейший. Попахивает его Воробейшеством.
Еще следует вспомнить Марину Мнишек, «русскую царицу», вполне официально занимавшую трон на пару с мужем-самозванцем в течении года (1606). Потом она без стеснения легла в койку к следующему самозванцу. Она мне напоминает Маргери Тирелл – та тоже была не брезглива и не стесняясь лезла за короной, упорно выбегая замуж за тех, кто вскоре погибал, да и сама тоже плохо закончила.
XVIII век
Эту королеву вы видели в советском фильме «Стакан воды», но на самом деле у Анны вряд ли было время строить глазки гвардейцам – она почти все время была беременна, и все ее беременности заканчивались выкидышами и мертворождениями. Выжил только один мальчик, да и тот умер на руках матери в возрасте 11 лет.
Но нас интересуют другие две дамы, императрицы крупнейших государственных образований Европы – Екатерина Вторая и Мария-Терезия Австрийская. Одновременное их правление пришлось на 1762-1780г. Правительницы уважали и ненавидели друг друга одновременно. Почти весь этот период шло тайное и явное противостояние двух корон.
Россия. Весь XVIII век в России - настоящее "бабье царство": Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина II, которая правила с 1762 по 1796 лет и обстоятельства ее прихода к власти вам хорошо известны.
Если читать записки Екатерины Второй о себе любимой, складывается впечатление, что она вся такая Дейнерис: мать народа, освободительница и кормительница всех грудью. На самом деле, общего у нее с Бурерожденной только «Преклони колени – или на вискас моим зверькам». А если серьезно, наворотить всего полезного для своей империи она успела много, посмотрим, конечно, что получится у кхалиси – она пока все кругами ходит. Есть у Екатерины кое-что и от Серсеи – у нее даже более эффективно получалось отодвигать своего отпрыска от власти.
Священная Римская империя.
Императрица и королева (титулов не меньше, чем у кхалиси) Мария-Терезия правила 40 лет (1740-1780), и тоже много чего хорошего успела: привела страну к процветанию, значительно повысила ее престиж, но при этом она… как-бы это помягче сказать… как-то по-немецко-австрийски скучновата.
О таких НВО сериалы не снимает. Хотя, может, просто не брались еще; может, если и ее усадить на дракона… Все же Екатерина больше пищи дала для подобных сюжетов. Дас ист фантастишь!
Еще одна важная дама в тот период, хоть и не была коронованной особой, но очень активно влезала в Европейскую политику, развернув международные отношения Франции на 180°.
Речь идет о официальной фаворитке бездарного французского короля Людовика XV, мадам де Помпадур. Она способствовала возвышению Шуазеля, что привело к союзу с Австрией, с которой до этого Франция всегда традиционно воевала.
После этого Франция влезла в крайне неудачную для нее Семилетнюю войну, что сильно понизило рейтинги и без того ненавидимой всеми фаворитки.
Коментарі
Дописати коментар