Читай и смотри: «Призрак Оперы»
«Призрак Оперы действительно существовал» - доказательству этого тезиса посвящен один из самых нашумевших французских романов рубежа XIX-XX веков.
Он принадлежит перу Гастона Леру, мэтру полицейского романа, автору знаменитой «Тайны желтой комнаты» и «Аромата дамы в черном». Но по жанру «Призрак Оперы» ближе к традициям готического романа, к «Парижским тайнам» Эжена Сю. С первой и до последней страницы Леру держит читателя в напряжении.
События разворачиваются в Парижской Опере. И помимо главных героев большую роль в сюжете играет само здание Оперы. Огромное таинственное здание, где просто невозможно знать все углы-закоулки. Управляющие, например, с удивлением узнают, что имеется при здании конюшня с собственными лошадьми. В подземной части здания доживают свой век бывшие работники сцены. А сколько людей нужно для обслуживания такой громады! Пожарники, крысоловы, осветители, портные, декораторы, закрыватели дверей - всех просто невозможно упомнить. В общем, Опера - это не фон повествования, а полноценный участник всего происходящего.
Рэй Брэдбери сказал, что идею рассказа «Вельд» ему подкинула Комната Пыток Эрика, а роман «Маскарад» Терри Пратчета во многом обыгрывает изначальное произведение.
Я была удивлена, прочитав, что книга написана на реальных событиях. Я считала, что Гастон Леру просто придумал интересную романтическую сказку. Но, нет! Оказывается, и Призрак был, и оперная певица была, и любовь была, и люстра падала во время спектакля «Фауст».
А еще до сих пор в контрактах директоров парижского оперного театра присутствует пункт, который запрещает сдавать ложу №5 кому бы то ни было. Это - ложа Эрика. Призрак иногда появляется там, приходя всякий раз через некоторое время после начала спектакля. В театральных анналах утверждается, что нарушение этой традиции всякий раз приводило к самым пагубным последствиям.
Впрочем, люди, знакомые с миром театра не понаслышке, говорят, что свой призрак есть у каждой из европейских опер. Просто Парижской опере повезло с Гастоном Леру, а другие еще только ожидают своего писателя...
Возможно, именно здесь кроется одна из причин того, что этот сюжет в XX веке не раз получал новое воплощение, достаточно вспомнить одноименный фильм, а также мюзикл Эндрю Ллойда Вебера.
История этой композиции началась после свадьбы Эндрю Ллойд Уэббера и Сары Брайтман в 1984 году. Все знают сказу про Золушку и наверняка интересовались, что было дальше. А дальше принц, в данном случае Уэббер, начал искать для золушки Брайтман роль, которая сделала бы ее знаменитой.
Уэббер к тому времени написал сверхуспешные «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвиту», «Звездный экспресс» и «Кошек». Изначально Уэббер пытался устроить жену в мюзикл The Phantom Кена Хилла, но что-то не задалось, и он решил сам создать музыку для постановки по классическому готическому роману Гастона Леру «Призрак оперы».
Музыка была написана где-то за год. Уже летом 1985 года в поместье Уэббера прошла закрытая премьера первого акта и сразу стало понятно, что это – будущий хит.
Зимой начались работы над мюзиклом, а композитор решил записать сингл, чтобы немного подогреть публику. Сингл вышел в январе 1986 года и уже в феврале достиг 7 места в британском чарте. На волне успеха Уэббер снимает еще и видеоклип с Брайтман. Отечественный зритель знаком в основном именно с этой версией песни.
Премьера мюзикла состоялась 9 октября этого же года, и успех был оглушающим. Публика и эксперты с восторгом приняли постановку. Если кого-то и критиковали, то исключительно Сару Брайтман. Наверное, завидовали жене гения.
Надо сказать, что «Призрак оперы» стал самым успешным музыкальным проектом не только Уэббера, но и вообще за всю историю шоу-бизнеса. Мюзикл до сих пор идет не только в Лондоне, но и на Бродвее, его сыграли уже более 10 тысяч раз, а всего он собрал $5,6 млрд. Правда, Брайтман ушла из него уже 1989 году, незадолго до развода с Уэббером. Конечно, композицию The Phantom of the Opera она регулярно исполняет на концертах.
Роман Гастона Леру и до Уэббера был довольно востребован. Но и после премьеры его мюзикла появилось еще несколько постановок и экранизаций. Однако музыку к ним писали другие композиторы. В итальянской версии отметился, например, сам Эннио Марриконе. В 2004 году мюзикл все же попал в Голливуд, но, честно говоря, фильм «Призрак оперы», хоть и собрал кассу $154 млн., особенно не запомнился. Другое дело песня.
Большинство рок-музыкантов уверено, что The Phantom of the Opera будто специально создана для чего-нибудь тяжелого. А вот органисты, видимо, считают, что Уэббер где-то в подсознании планировал использоваться орган. По крайней мере, количество каверов на этом инструменте превышает все разумные пределы.
Но и рок-музыканты не остались в стороне. Сначала за дело взялась финская группа Nightwish. На тот момент она постоянно присутствовала на европейских рок-фестивалях, а альбом Century Child 2002 года стал для нее в некотором роде переломным, так сказать последней ступенькой к мировой славе. В записи принял участие классический оркестр, который сразу придал ей новое звучание. Одной из композиций этого альбома и стал кавер на хит Уэббера.
Дуэт из Nightwish прорвал плотину, после него каверы The Phantom of the Opera буквально полились из рога изобилия, в том числе и в различных направлениях рока. Группа Iron Maiden посвятила роману песню, а песня из мюзикла Ллойд-Веббера была перепета многими группами: Dreams of Sanity, Unreal и др.
Изначально мюзикл был написан для исполнения почти классическим симфоническим оркестром. Большинство исполнителей поступают бесхитростно: берут ноты и играют по ним. Впрочем, есть и исключения.
Скрипачка Линдси Стирлинг - очень талантливый исполнитель, к тому же она любит смешивать жанры и исполнять мировые хиты. В этот раз она добавила немного рока и нежной лирики. В результате ее версия The Phantom of the Opera набрала в YouTube почти 40 миллионов просмотров. Отличный результат!
Коментарі
Дописати коментар