Герои и злодеи: одно другому не мешает

Злодеи в книгах – кто они? Воплощение зла в этом мире? Контрастный фон для своих антиподов – благородных и добрых литературных героев? 


Первое, что нужно понять, - герой не тот, кто идет на подвиг и самопожертвование. Под героем подразумевается человек, способный на неординарный поступок и тем самым выделяющийся из общей массы. 


Хладнокровные убийцы и гениальные маньяки, беспринципные философы и просто биологические особи без эмоций и морали – отрицательные персонажи в литературе столь же разнообразны, как и их прототипы из реальной жизни. Увы и ах: можно со стопроцентной уверенностью сказать, что все, описанное в литературе, уже когда-то и с кем-то случалось…




Джон Фаулз. Коллекционер



Джонн Клегг – житель лондонского пригорода. Он молод, скромен, увлечен коллекционированием бабочек и влюблен. Его исповедь это рассказ о своем чувстве – искреннем и безответном. Студентка художественного училища Миранда Грей занимает все его мысли, правда, на знакомство с ней у скромняги Клегга попросту не хватает решительности. Но трогательные переживания относительно объекта воздыхания на деле имеют совсем иную подоплеку… Девушка попадает в дом к Клеггу, но не по своей воле. И дальше разворачивается цепь драматических событий, в результате которых Миранда понимает, что глуповатый и недалекий любитель бабочек Клегг уж слишком похож на шекспировского героя Калибана, чье имя стало нарицательным для жестокого и грубого существа… Свободолюбивая умница Миранда не оценила ни душевные усилия Клегга-Калибана, ни ту золотую клетку, которую тот для нее соорудил. Но для Клегга Миранда уже не интересна. Любовь к ней, как и коллекционирование мертвых бабочек, его уже не вдохновляет – эмоциональную пустоту заполняет страсть к новой охоте… В глубинах натуры аморфного и безвольного Клегга медленно, но неизбежно проявляется личность хитрого и жестокого охотника за жизнями.



Патрик Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы



Прекрасная и страшная история о человеке, наделенном удивительным даром – тончайшим обонянием. И обделенном великим даром – любить и вызывать любовь. Жан-Батист Гренуй был рожден в настоящей клоаке – на Парижском рыбном рынке – и осиротевший в момент своего появления на свет. По сути, Гренуй – гримаса Природы: некрасивый, замкнутый и… лишенный своих естественных запахов, из-за чего окружающие его попросту не воспринимают. Человек-невидимка, всеми силами стремящийся доказать миру, что он есть на земле, что он достоин любви. Парадокс в том, что Гренуй отчаянно ищет то, о чем не имеет ни малейшего представления. Жан-Батист, для которого нет понятий "плохой" и "хороший" запах, оценивает окружающую реальность именно по оттенкам ароматов – для него они так же вещественны, как вода, цветочный бутон или селедочная голова. И, столкнувшись однажды с пленительным запахом юной невинной девушки – чистым и абсолютным в своей первозданности, – он решает присвоить его себе…



М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы 



Патриархальное русское поместье и семья Головлевых – престарелые супруги и трое их детей – отнюдь не традиционное для литературы 19 века изображение русской глубинки, ее быта и моральных основ. Удивительно, но для нескольких поколений Головлевых самым крепким цементом, скрепляющим семейные отношения, являются чувства взаимной ненависти, зависти, пренебрежения. И алчности. Алчность и стяжательство, исключительная подлость по отношению к самым близким людям движет одним из сыновей, Порфирием Головлевым – Иудушкой, сыгравшем в жизни своих близких во многом роковую роль. Жадные до денег, но скупые на сочувствие и отзывчивость, Головлевы сами себя обрекают на мучительный и бессмысленный конец. Проблески понимания, что что-то они сделали в этой жизни не так, появляются слишком поздно. Жалости не вызывают даже очевидные жертвы "семейного морока" - племянницы Аннинька и Любинька. Кто здесь злодей – авторитарная мать Арина Петровна или ее сын Иудушка Головлев – "кровопийца" и стяжатель? Увы, всю семью Головлевых можно отнести к категории "отрицательные персонажи в литературе".



Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея



В этом фантасмагорическом произведении главный герой – злодей поневоле: ему подарена уникальная возможность не заботиться о своем моральном облике и не оценивать пагубность привычек или подлость и недальновидность поступков благодаря тому, что всю печать порока берет на себя его портрет… Вечно молодой и прекрасный, Дориан Грей ценит искусство, красоту и знает при этом толк в самых искушенных соблазнах и разврате. Но однажды он понимает, что изображение на портрете – это, по сути, его совесть. Мириться с уродливым, отвратительным зрелищем он не намерен… Наверняка, большинство читателей совершенно искренне пожелали иметь точно такой же портрет – старящийся и уродующийся вместо своего хозяина. А сможем ли мы искренне ответить самим себе – "А зачем нам такой портрет?". Ответ, похоже, будет неожиданным для нас самих.



Томас Харрис. Молчание ягнят



Что общего у людоеда-гурмана, запертого в камере-одиночке психиатрической больницы, и стажера из академии ФБР?.. Как минимум – преступление. Никогда еще злодеи в книгах не обладали таким обаянием, как у Ганнибала Лектера. Интеллект всегда притягателен. Блестящее образование и изощренный ум Лектера сделали из него идеального злодея. Тонкая психологическая игра с Клариссой Старлинг начата им неслучайно: за каждую его подсказку по поимке серийного маньяка, нужно быть готовым заплатить тройную цену. Лектор, как гигантский удав, способен гипнотически подавить волю у любой потенциальной жертвы. И неважно, что на данный момент в клетке заперт именно он – жертвой всегда будет тот, кого он избрал.




Энтони Берджесс. Заводной апельсин




Главный герой – злодей в классическом понимании этого слова. Алекс юн, но уже закоснел в исключительной жестокости и аморальности. Чужая жизнь для него дешевле нового модного прикида, и убить человека для него и его дружков проще, чем определиться, где и как скоротать очередной безумный вечер… Не видящий границ своих преступлений и уверенный в безнаказанности, Алекс рискует быть сожранным своим же образом жизни. Но у него появился шанс вырваться из порочного круга. Воспользуется ли Алекс этим шансом или угодит в новую ловушку?





Эмили Бронте. Грозовой перевал



"Не делай добра – не будет зла", "Благими намерениями выстлана дорога в ад" - наверняка старый Эрншо, владелец затерянного в вересковых пустошах имения Грозовой Перевал, даже не думал о том, чем обернется его сострадание к маленькому найденышу, которому дали имя Хитклиф. Чернявый мальчонка без роду-племени, похожий на цыгана, рос в семье Эрншо, как родной. Но ни тепло домашнего очага, ни пример человеческих взаимоотношений внутри семьи его спасителя, ни роковая любовь к Кэтрин Эрншо никак не сказались на демонической и жестокой сути Хитклифа. Спустя годы возмужавший Хитклиф вернется на Грозовой Перевал, чтобы изощренно и цинично разрушить до основания ту семью, частью которой он когда-то стал. Этот "готический" роман Эмилии Бронте – яркий образец сюжета книги, где главный герой - злодей романтический, будоражащий воображение читателя своей сильной и неординарной натурой и бесспорно обладающий определенной степенью благородства. Месть за несбывшуюся любовь может стать более важной целью в жизни, чем сама любовь…



Павел Санаев. Похороните меня за плинтусом



Злодеи в книгах бывают разные, но фигура антигероя в автобиографической повести Павла Санаева способна поставить с ног на голову традиционное представление о них. Родная бабушка, ежедневно натирающая к завтраку яблоко для внука и готовящая паровые котлеты – и погрузившая своих домочадцев в бесконечный ад на земле… Отрицательные персонажи в литературе бывают и такими – с болью и любовью срисованными с самого родного человека и описанными с детской непосредственностью. Как живется восьмилетнему мальчику в семье, где истеричная, грубая и склонная к параноидальным состояниям пожилая женщина изводит всех своей любовью-ненавистью? Увы, часто ответ на этот вопрос можно узнать не из книги, а просто спросив своего ребенка об этом…




И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев



Бессмертная сатира на самые очевидные пороки общества, актуальная и сейчас, – изящный плутовской роман "Двенадцать стульев" недаром разошелся на цитаты, которыми мы оперируем до сих пор. Талантливый авторский дуэт подарил нам уникальный образ главного героя-злодея в литературе. Злодея исключительного, но при этом вызывающего бесконечную симпатию и восхищение.
Ведь кто по своей сути Остап Бендер? Авантюрист? Да. Аферист? Да. Тунеядец, вор и пройдоха? Конечно! Бездну обаяния, прекрасные интеллектуальные способности и непревзойденный юмор герой не использует на благо общества. Но против кого направлены все его блистательные способности? В поле зрения сына турецко-подданного не попадают представители обычного рабочего класса или интеллигенции – ему куда более интересны носители таких же пороков, какими обладает он сам. Говорят, что ворон ворону глаз не выклюет. Остап Бендер как раз из белых ворон.



Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание



Глобальное произведение, переворачивающее традиционное представление о морали и заставляющее действительно думать о том, что это такое, а не идти на поводу у стереотипов. Кто более аморален – бывший студент Федор Раскольников, решившийся на убийство исключительно из благих намерений, или мачеха Сони Мармеладовой, толкнувшая девушку на панель ради того, чтобы прокормить других детей, или помещик Лужин, стремящийся жениться на сестре Раскольникова, чтобы впредь иметь в своем подчинении безропотную и безответную жену. И что есть убийство – преступление или воздаяние? И кому решать – кто и за что может быть убит… Роман ставит перед читателями много подобных вопросов. И у каждого возникает свой ответ.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Поетичні крила Василя Симоненка

Люко Дашвар спостережливий геній

«Игра престолов»: завершение сезона и мрачные перспективы финала.