понедельник, 25 мая 2015 г.

"Я художник, я так вижу..."

11 самых странных картин


Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной, метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения. Но некоторые странные картины страннее других. 

Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя; какие-то — затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые — удивляют непомерной ценой.

1. Эдвард Мунк «Крик»
1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см
Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.


2. Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».


3. Пабло Пикассо «Герника»
1937, холст, масло. 349×776 см
Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения "Люфтваффе" на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.


4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
1434, дерево, масло. 
81.8×59.7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.


5. Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».


6. Василий Верещагин «Апофеоз войны»
1871, холст, масло. 127×197 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображены поле, вороны и гора человеческих черепов.


7. Грант Вуд «Американская готика»
1930, масло. 74×62 см
Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит, и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет на них. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от дискомфорта.


8. Рене Магритт «Влюбленные»
1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видят их истинных лиц и зрители, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга.



9. Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло
Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.



10. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
1500-1510, дерево, масло. 389×220 см
Прадо, Испания



«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.  Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.



11. Фрида Калло «Две Фриды»
1939, масло,холст
173,5 x 173 см
Museum of Modern Art Mexico City, Mexico

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. В одной из своих лучших картин «Две Фриды» она выразила мужское и женское начала, соединенные в ней единой кровеносной системой и демонстрирующие ее целостность.



Мы намеренно не включили в эту подборку Сальвадора Дали, чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум.


Понятно, что «странность» — это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях.

3 комментария:

  1. Принято считать, что великие художники обладают очень развитым абстрактным мышлением, которое постижимо не каждому даже «подготовленному» зрителю. Художество — очень деликатное творчество. Не все способны понять того или иного художника. Но, перед тем как обсуждать чужое мастерство, всегда напоминайте себе о том, что у творческих людей не такое видение, как у обычной серой массы.

    ОтветитьУдалить
  2. Чудесная подборка! Я бы еще добавила "странных" испанцев: Эль Греко, Гойю, Дали.

    ОтветитьУдалить
  3. Своё видение
    Владимир Шебзухов

    "Во Время Накопления
    Есть времена идей…
    Блатуй же в своём времени
    С сигарою... во рте-й!"
    В.Шебзухов «Пост модерну»


    Спросил у автора картины посетитель –
    «Лицо квадратное в картине – разъясните!
    И почему на ней всё небо красное?
    Трава вдруг в краске голубой – не ясно мне!

    Не откажи в любезности, творец…
    Чтоб стало ясно мне с картиной, наконец!»

    Ответил посетителю художник –
    «Мне на вопросы отвечать не сложно!
    Я вижу Мир своими лишь глазами.
    Свой взгляд на Мир у каждого, всяк знает!»

    -- «Коль взгляд такой от Господа достался,
    Тогда на кой... в художники подался?»

    ОтветитьУдалить